В 2016 году более 25 ресторанов на семи круизных паромах финского судоходного концерна Viking Line обновили свою линейку домашних вин. О процессе выбора, особенностях продвижения таких вин и возможностях, которые домашние вина открывают рестораторам, рассказал Пекка Раяала – эксперт по винам с 15-летним стажем, менеджер по ресторанам круизного парома Mariella компании Viking Line.
Лучшее домашнее вино – корабельное вино
Считается, что домашние вина, house wine – бюджетная альтернатива изысканным напиткам в ресторане. По отношению к таким продуктам частенько можно услышать фразу «дежурное вино», произнесенную с долей пренебрежения. Сложилось стереотипное представление о таких напитках как о чем-то средненьком. У таких вин есть одно общее свойство – их названия никому ничего не говорят.
И вот тут посетителей наших ресторанов ждет сюрприз – мы выбираем и предлагаем интересные с точки зрения вкуса и аромата вина в качестве домашних. Мы даже используем для таких напитков наш собственный термин – корабельные вина.
Выбор
Процесс подбора домашних вин представляет собой довольно насыщенное мероприятие. В этот раз, утверждая линейку на 2016–2017 гг., мы начинали с перечня в 130 наименований красных вин: 100 – белых, 50 – игристых и еще 25 – шампанских. На дегустацию такого объема у нас ушло два дня. Затем специалисты, ответственные в Viking Line за подбор вин, составляют так называемый шорт-лист.
В этом году в результате такого первичного теста было выбрано три лучших образца игристых и шампанских вин и еще 12 красных и белых. После этого мы еще раз убедились, что стоимость выбранных образцов и их качество нас полностью устраивают. Затем эти вина дегустировали директора ресторанов на паромах. Также в состав жюри входил шеф-повар. И они уже сделали окончательный выбор.
Работа с поставщиками
Наши требования к поставщикам довольно стандартные. Мы работаем по тем же принципам, что и рестораны, разница только в объемах – в год мы заказываем более 100 тыс. бутылок каждой категории вин: белых, красных и игристых; всего порядка 350 тыс. и около 18 тыс. бутылок корабельного шампанского. Мы заключаем контракт на два года, требуем фиксации закупочной цены на этот период и гарантии, что объемы поставок будут выполнены.
Мы ищем производителей корабельных вин через импортеров. Любой импортер может предложить нам вино любого хозяйства. Но мы требовательны к качеству, что естественно с нашим подходом к домашним винам. Качество гарантируется репутацией наших поставщиков и возможностью выбирать самых лучших. Ведь все хотят работать с компанией, с которой путешествуют 6,6 млн пассажиров в год.
Вино к пейзажу в окне
Продажа корабельных вин – очень прибыльное направление. Конкретная величина прибыли является коммерческой тайной, но главный нюанс в том, что выгода есть как для нас, так для пассажиров. Наш статус зоны duty free в сочетании с большими объемами позволяет предлагать лучшую цену в регионе.
При этом нельзя сказать, что всю кассу нам делают корабельные вина – на их долю приходится порядка 10 % от общих продаж. Всего в год мы продаем чуть более 3 млн литров вин (не считая крепких, слабоалкогольных напитков и коктейлей). Замечу, что для нас важнее не объем, а качество. Именно качеством мы выстраиваем свою эногастрономическую репутацию.
Наши гости обычно интересуются не столько происхождением вин, сколько рекомендациями. Спрашивают, что новенького можно попробовать, какое вино им лучше выбрать к конкретному блюду или просто к проплывающему пейзажу в окне. Если у гостя нет каких-либо особых пожеланий, мы традиционно предлагаем начать с корабельных вин.
Впечатлять и запоминаться
Мы не практикуем агрессивный маркетинг и не выстраиваем продажи круизов с упором на алкогольную составляющую. Исключение – групповое бронирование. В таком случае, при заказе питания на борту корабельные вина предлагаются в качестве опции.
Вообще, любая реклама алкоголя у нас запрещена, поэтому продуктовых предложений в духе «Всего 6,99! Только на паромах Viking Line!» – не существует. Люди узнают о винах уже де-факто, взойдя на паром. На судне корабельные вина мы продвигаем во всех бортовых журналах. Последние есть в каждой каюте и на ресепшн. Также вина выделены в меню всех ресторанов и в винной карте.
Дальше все строится на впечатлениях и сарафанном радио. За последние годы мы уже приучили публику к тому, что наши домашние вина, что называется, играют в высшей лиге.
Лично я убежден, что домашние вина – это та благодатная тема, которой можно и нужно удивлять гостей. И именно они должны становиться одной из фишек заведения.