«Построить землянки и обставить их старой ненужной мебелью стоит две копейки, при этом их сразу начинают заказывать мужские компании»
Концепция
Проведите маркетинговое исследование: сравните себя с аналогичными отелями, найдите то, чего не предлагают конкуренты, учтите преимущества локации.
Определите уникальную идею и целевую аудиторию. Решите, кем быть – экофермой, семейным отелем, гольф-клубом, местом для тусовок. Правильно, если позиционирование одно – не думайте, что сможете привлечь разную аудиторию, если станете совмещать несколько специализаций.
Выявите основной турпродукт. Это главное и при выборе участка, и при позиционировании. Турпродукт может быть природным – лес, вода; если такого нет, создавайте его самостоятельно (спа-отель, веревочный парк и пр.).
Подберите подходящий участок. Обращайте внимание на возможность подключения коммуникаций – многие приобретают старые санатории, где нет воды вообще, под переделку; работать с этим крайне тяжело. Чем дальше вы от города, тем интереснее, привлекательная должна быть идея, и менее ресурсоемким, операционно затратным должен быть отель – чтобы гости приезжали не только на выходные, а на более длительный срок.
Инфраструктура
Уделите особое внимание развлечениям и детскому досугу.
• места проживания. Все форматы важны и востребованны. Отдельные домики, дающие гостям уединение, хороши для компаний без детей (обычно семьи предпочитают гостиничные корпуса рядом с рестораном). Таунхаусы удобны для самих отельеров и девелоперов – не нужно соблюдать 15-метровый пожарный разрыв, больше мест, сокращаются затраты на стройку и обслуживание, можно пристроить веранду и соорудить барбекю-площадку; единственная проблема – звукоизоляция.
• развлечения в помещениях. Погода в средней полосе непредсказуема, и гость еще на этапе бронирования должен знать, что во время дождя найдет, чем заняться.
Важное, простое и не новое, в общем, решение – совместить ресепшен и бар. Во-первых, это экономия на персонале: сотрудник отвечает сразу за заселение и бар. Во-вторых, увеличение выручки: люди станут больше общаться, активнее заказывать выпивку – будет расти средний чек. Важно сделать эту зону уютной, чтобы хотелось провести там побольше времени.
Хороший вариант – баня-ленд: уже все поняли, что нет смысла делать одну баню, лучше – несколько на одной территории. Их проще обслуживать, можно сдавать по отдельности или несколько отсеков – большой компании.
Игровые автоматы, боулинг, кинозал нарушают концепцию загородного отеля (единение с природой) и не приносят много выручки.
• развлечения на территории. Практически никто не делает костровых площадок – мест, где в пятницу или субботу вечером, когда отель наиболее заполнен, можно собрать всех гостей: с огромным костром, шашлыком, пловом, музыкой, розыгрышами призов. Наш опыт показывает, что хорошо работает все, что связано с мясом и костром; сразу откуда-то появляется гитара, кто-то становится заводилой – людям весело.
Построить землянки и обставить их старой ненужной мебелью стоит две копейки, при этом их сразу начинают заказывать мужские компании, просто набиваются туда ‒ скрываются от жен.
Важно: развлечения – это здорово, но гости еще должны о них узнать и захотеть участвовать. «Приходите кто хочет» ‒ не работает, люди могут не заметить объявления или решить, что без компании им будет скучно. Аниматоры или другие сотрудники должны напомнить гостям о мероприятии в день его проведения – например, на завтраке, и заинтересовать их. Тот же прокат велосипедов, лыж и снегоходов не особенно привлекателен сам по себе – нужно создавать интересные маршруты, продумывать приятные сопровождающие мелочи, например участникам лыжного похода давать с собой термос согревающего напитка.
•
развлечения для детей. При проектировании следите, чтобы места досуга детей и взрослых были рядом, родители должны видеть ребенка во время отдыха: веранда ресторана ‒ напротив детской площадки, игровая зона ‒ у бара-ресепшена и т. п. Пусть в меню будет
детский раздел, это несложно: бульон, пельмешки, лапша, соки; идеально – если на детской посуде.
В детской зоне (ей могут служить пустующие конференц-залы, например) можно устраивать танковые бои, поролоновый пейнтбол, принести туда кучу подушек – словом, обустроить интересное и по возможности просторное пространство.
Детская площадка должна быть многоуровневой, для разных возрастов. Дополнительными развлечениями могут стать мини-ферма, мини-гольф. Домики на дереве помогут детям почувствовать себя свободно.
Мультики в загородном отеле – крайняя мера, значит, персонал расписался в неспособности справляться с детьми.
Маркетинг и продажи
Создавайте сообщество, фактически клуб клиентов. Карточки лояльности пусть будут неименными, чтобы по ним могли приезжать друзья и родственники гостей.
Для тех, кто собирается приехать, создаем группу в WhatsApp (приложение есть у всех), гости активно приглашают туда друзей. Это – ответы в режиме реального времени, фотографии с мест, более быстрое принятие решений о поездке, рассылка; группы по интересам формируются еще до отдыха.
Фишки для постоянных гостей: тематические фестивали – пива, бани, йоги, воздушных змеев etc; пригласите воздухоплавателя на воздушном шаре или лошадиную ферму.
Мы придумали, как справляться с сезонностью: даже когда гостей практически нет, наш персонал все время чем-то занимается: производят замороженные полуфабрикаты ‒ пельмени, блинчики; строят беседки, лавки, мангалы; работают на фермах. Среди них появляются персонажи, которые цепляют людей: например, егерь Михалыч показал гостю грибное место, предложил замариновать добычу и продал готовую банку за 400 рублей и сказал, что в следующем году грибы (рыба, ягоды) пойдут в таком-то месяце – и гости приезжают специально ради этого.