20 апреля в ЦНТИ Прогресс начинается серия семинаров для рестораторов, на которых преподают отраслевые практики: юрист с богатой арбитражной практикой, аудитор с 20-летним опытом, директора ресторанов и кейтеринговых компаний.
11 апреля 2016
На страже исторического наследия
Анна Первова
редактор HM
редактор HM
Историк отеля «Метрополь» Екатерина Егорова рассказала о «гении места», заслуженных сотрудниках и знаменитых гостях.
«Экскурсии по гостинице пользуются огромной популярностью. Люди ищут подлинное, сохраненное, все устали от новодела и муляжей»
Что для вас «Метрополь»?
Есть такое понятие ‒ «гений места», то есть духовная составляющая города, квартиры, здания. «Гений места» ‒ не женщина в белом, разгуливающая по коридорам по ночам, и не домовой из-за печки, а совокупность воспоминаний, ассоциаций, нашего понимания атмосферы.
В Москве очень много мест неодухотворенных. Другое дело – наша гостиница с бесценным наследием; надо только уметь его разглядеть и почувствовать. И я очень рада, что оно важно для многих наших гостей и сотрудников.
Каким был ваш путь в отель?
Я закончила исторический факультет МГПИ, работала в московских школах учителем истории. В гостиницу пришла в 1994 году на временную работу, в летний отпуск ‒ денег катастрофически не хватало, хваталась за любую возможность подработать. В таком положении была не только я: многие сотрудники отеля тех лет профессионально были далеки от гостиничного бизнеса ‒ тогда за стойку встали учителя, врачи, инженеры, военные.
Лето закончилось, а работу в гостинице я не оставила, и еще 7 лет умудрялась совмещать ее с преподаванием в школе. Уйти из «Метрополя» я так и не смогла – гостиничный «гений места» не отпустил.
Первые семь своих «метропольских» лет я работала в службе приема. Время было очень интересное: период становления российского гостиничного бизнеса мирового уровня. То, что стало нормой сегодня – компьютеризация гостиниц, строгие стандарты обслуживания, заграничные стажировки, умение работать с гостями разных национальностей, новые традиции ресторанной жизни – все это только-только зарождалось в нашей стране. «Метрополь» был лидером на этом пути, и мы гордились нашей миссией.
В 2001 году меня назначили менеджером по связям с общественностью, и это было очень увлекательно. Я встречалась с потрясающими людьми – журналистами, писателями, режиссерами, актерами, политическими деятелями; принимала участие в написании сценариев фильмов и съемках; выпускала газету отеля. Сегодня у меня не менее интересная работа.
Уникальна ли ваша должность?
Должность «менеджер по антиквариату и историческому наследию» (проще говоря, историк отеля) есть только в «Метрополе». С одной стороны, это связано с особенностями «исторической гостиницы», с другой – с тем, что среди сотрудников оказался профессиональный историк, я.
Еще работая в службе приема, я начала собирать материал про гостиницу; делала это для себя, в стол. Рада, что на мои знания, накопленные за многие годы, сегодня появился спрос.
Сегодня я продолжаю изучать историю отеля – она неисчерпаема, слежу за состоянием антиквариата, работаю над созданием музея гостиницы, провожу экскурсии для гостей, занятия и консультации для сотрудников. Часто помогаю отделу по связям с общественность проводить съемки документальных фильмов. Так, недавно мексиканское телевидение снимало фильм о шахматисте Карлосе Торре, участнике шахматного турнира 1925 года – он проходил в зале ресторана «Метрополя». Я рассказывала о турнире, об особенностях московской жизни середины 1920-х годов.
В каких источниках ищете информацию об отеле?
Материал приходится собирать по крупицам. Работаю в архивах, библиотеках, встречаюсь со старыми сотрудниками гостиницы, записываю их рассказы.
«Метрополь» для многих людей ─ часть семейной истории. Семья певца Александра Вертинского, писательницы Людмилы Петрушевской, физика Жореса Алферова – малая часть имен, связанных с нашей гостиницей. Беседы с ними, с их родственниками и потомками ─ тоже ценнейший источник информации. Есть у меня особая группа «друзей гостиницы» ─ потомков старых большевиков, проживавших у нас в послереволюционные годы: Бухарина, Крыленко, Антонова-Овсеенко.
В поисках материала я проштудировала множество старых газет, журналов, мемуаров. Очень благодарна авторам воспоминаний, которые указывают номер, где останавливались, – но так бывает редко. К сожалению, пока не нашла точных гостиничных «адресов» наших знаменитых постояльцев Бернарда Шоу, Бертольда Брехта, Голды Меир.
Сотрудникам задают множество вопросов о декоративном убранстве отеля и о его истории. Чтобы персонал знал, что отвечать, проводят специальные занятия
Какое впечатление произвело на вас знакомство со старейшими сотрудниками гостиницы?
С одним из них мы все еще общаемся ежедневно – это Олег Борисович Кривалев, который пришел в «Метрополь» еще в 1970-е годы, и до сих пор на посту. Олег Борисович – наш главный хранитель традиций; несмотря на солидный возраст, он полон энергии. Продолжает работу и старейший мастер-парикмахер Виктор Павлович Клеймихин. Среди его знаменитых клиентов – режиссер Георгий Товстоногов, футболисты братья Старостины, великие артисты Малого театра.
В прежние времена принято было подолгу работать на одном месте. Вообще в воспоминаниях старых, заслуженных сотрудников часто говорится о семейной обстановке в коллективе. Люди работали на одном месте десятками лет, и порой становились друг другу ближе родственников.
Востребованы ли экскурсии по отелю?
Они пользуются огромной популярностью. На протяжении многих десятилетий «Метрополь» был закрытой территорией, практически недоступной для советских людей, и сегодня желающих попасть сюда очень много: каждый день звонят 10─15 человек с просьбой записать их на экскурсию. Образовалась даже очередь, ведь у гостиницы есть своя внутренняя жизнь, и возможность проведения экскурсий зависит от загрузки и мероприятий, которые здесь проводят. Бывают дни, когда заняты все номера и залы.
Гостей очень интересует, как жили в отеле звезды – Майкл Джексон, Шэрон Стоун, Элтон Джон. На иностранных гостей всегда производит впечатление рассказ о том, что в зале ресторана, где они завтракают, когда-то выступали Ленин, Троцкий, другие лидеры революции.
Задают много вопросов об особенностях архитектуры – лепнине, витражах, настенных и потолочных росписях, предметах антиквариата. И всегда вопрос: это историческое, это оригинальное? Люди ищут подлинное, сохраненное, все устали от новодела и муляжей. Интересуются внутренней гостиничной «кухней»: сколько у нас сотрудников, как готовимся к встрече важных персон, каковы требования к оборудованию гостиничных номеров.
Полуторачасовая экскурсия по «Метрополю» стоит 1000 рублей с человека. По завершению участников ждет шампанское и десерт от кондитеров отеля
Если уместно говорить о «Метрополе» как о музее, то какие экспонаты наиболее ценны и интересны?
«Метрополь» по праву можно считать гостиницей-музеем. Настенные и потолочные росписи, лепные украшения, витражи создают уникальные интерьеры, чудом сохранившиеся с начала двадцатого века – это большая редкость для Москвы.
В сокровищнице «Метрополя» сотни предметов антиквариата, бесценных произведений искусства XVIII‒XX веков. Среди них вазы, цветочные кашпо, статуэтки севрского и мейсонского фарфора и работы Императорского фарфорового завода. Гостиница гордится великолепной коллекцией осветительных приборов, в которую входят люстры фабрики Серковского конца XIX – начала ХХ века, австрийские настольные лампы XIX века. К услугам гостей – мебель из красного, розового дерева, карельской березы, созданная мастерами Западной Европы и российскими мастерами фабрик Мельцера, Шмита, Кона.
Номера и холлы отеля украшают картины западноевропейских и русских художников, в том числе Алексея Евреинова, Ильи Занковского, Рувима Мазеля, Павла Соколова-Скаля.
Клавиш старинных пианино и роялей производства знаменитых компаний «Юлиус Блютнер», «Якоб Беккер», «Стейнвэй и сыновья» касались пальцы великих музыкантов – гостей отеля: Сергея Прокофьева, Монсеррат Кабалье, Рикардо Мути.
Есть ли у вас любимая история из жизни отеля?
Много забавного связано с визитом Майкла Джексона.
Например, проблема безопасности знаменитого гостя. За много часов до его заселения у «Метрополя» собралась толпа молодежи, в подавляющем большинстве девушки; время от времени они скандировали: «We love you! We love you!». Чтобы избежать нежелательных эксцессов, служба безопасности отеля провела Майкла через служебный вход.
Для артиста приготовили четырехкомнатный президентский люкс с сауной, в интерьере – много ценного антиквариата. Особенно Майклу понравилась лампа с медведем (работа русских мастеров, начало XX в.), и он захотел получить ее в качестве сувенира. Но при всем уважении к легендарной личности, ни получить в подарок, ни купить уникальную вещь ему не удалось, и лампа с медведем по-прежнему украшает гостиничный люкс.
Как и во всех поездках, Майкла сопровождал личный повар, певец доверял только ему. Но попробовав некоторые блюда в нашем ресторане, повар сказал: «Есть можно», и артист доверился московским кулинарам: заказывал в номер креветки с рисом басмати, даже позавтракал в ресторане (там он поднялся на сцену и провел рукой по струнам арфы – почти что дал концерт).
У гостей, проживающих в отеле одновременно с Майклом, появилось развлечение: кто-нибудь надевал солнцезащитные очки и высовывался из окна, а толпа фанатов, не знавшая, в каком номере проживает звезда, приветствовала шутника восторженными криками.
Антикварная коллекция «Метрополя» формировалась на протяжении многих лет: часть старинных вещей находится здесь с момента открытия гостиницы в 1905 году, часть ‒ передал отелю в советское время Гохран
Делятся ли гости своими впечатлениями от отеля, воспоминаниями?
У «Метрополя» много постоянных гостей с солидным стажем, иногда это несколько десятилетий. Так, американский историк Стивен Коэн ездит к нам с 1959 года! А его коллега и учитель Роберт Такер (к сожалению, не так давно он ушел из жизни) жил здесь еще во время войны, когда работал в американском посольстве.
Роберт познакомился в театре с русской девушкой Евгенией. Знакомство с американцем в ту пору не предвещало для советской девушки ничего хорошего: воспринималось это как предательство своей социалистической Родины. Но Евгения не побоялась встречаться с представителем капиталистической страны и 21 августа 1946 года вышла за него замуж. После скромной свадьбы Роберт повез молодую жену на свою квартиру в «Метрополь». Бдительный администратор долго не пропускала молодых, звонила в разные инстанции, выясняла, действительно ли брак был зарегистрирован – штампа в паспорте ей было недостаточно. Измотав нервы молодоженам, она вынуждена была сдаться.
Судьба готовила паре множество испытаний. Когда кончился срок службы Роберта в СССР, правительство отказало Евгении в праве следовать за мужем в США. Только после смерти Сталина в 1953 году выездная виза была наконец получена, и Евгении Константиновне разрешили уехать.
Девять лет жизни в СССР определили дальнейшую жизнь Роберта Такера: он связал ее с изучением истории России, стал крупнейшим специалистом по исследованию деятельности Сталина. В 2006 году, Такеры, уже очень пожилые, приехали в Москву, в «Метрополь». Поездку организовали многочисленные ученики профессора. Все это было очень трогательно.
Важна ли история отеля гостям, которые живут там всего пару дней?
«Метрополю» больше ста лет, он окружен легендами, слухами, секретами; свидетель и участник великих потрясений и грандиозных событий. Удивительно уже то, что легендарный отель по-прежнему принимает гостей, в то время как почти все дореволюционные гостиницы исчезли с карты Москвы.
Отель стал отражением истории двадцатого века. Гостиница высшего разряда в дореволюционной Москве, резиденция органов власти в первые послереволюционные годы – Второй дом Советов, символ роскоши в советское время, место проживания многих знаменитых москвичей (до 1964 года в здании сохранялись квартиры для постоянных жильцов), один из первых пятизвездочных отелей в новой России – все это вехи «Метрополя».
«Метрополь» особенно притягателен для людей, знающих и любящих российскую историю и культуру. А многие гости, наоборот, «заражаются» интересом к нашей архитектуре и истории, попав в атмосферу старинного отеля.
Читать далее в рубрике «Личное дело»
07.04.2016
Фиш-хаус «Филимонова и Янкель» (ГК «Арпиком») объявляет о назначении на должность шеф-повара Валерия Шанина – молодого и креативного повара, с опытом работы в своей профессии более восьми лет, пять из которых он возглавлял рестораны с европейской, средиземноморской и паназиатской кухнями.
31.03.2016
Мишель Сталпорт назначен региональным вице-президентом по Восточной Европе и России компании Carlson Rezidor.