Шеф-повара говорят в один голос: лучшие блюда готовятся из свежих местных продуктов. Однако в своем большинстве предпочитают совершать закупки у иностранных поставщиков. Причина проста: рынок отечественных фермерских хозяйств не развит. Но, хотя в целом он не отвечает на запросы рестораторов, есть примеры, демонстрирующие высокий уровень производства.
1 мая 2011
Заколдованный круг российского фермерства
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Шесть лет назад Александр Бродовский, совладелец сети магазинов Woolstreet, купил в Тульской области 1200 гектаров земли и занялся экологическим сельским хозяйством по австрийской технологии. В нашей стране он стал «экологическим» первопроходцем. По его мнению, все, что требуется для появления отечественных продуктов в ресторанах – это понимающий потребитель и покупатель, который адекватно воспримет отсутствие тех или иных позиций в меню в зависимости от урожая и времени года.
Фермерами становятся энтузиасты, которые специально приезжают в глушь, потому что хотят работать на земле.
Местные продукты – это полезно и правильно для организма, пропагандирует Александр Бродовский. «Все, кто знаком с основами грамотного питания, в курсе, что есть нужно те продукты, которые произрастают в полосе вашего обитания и исключительно в сезон», – говорит владелец первой российской эко-фермы «Горчичная поляна».
HM: Александр, насколько развит российский рынок фермерских хозяйств? Каков их уровень?
А.Б.: Отвечая на этот вопрос, я в первую очередь ориентируюсь на фермерские хозяйства, которые окружают мою собственную эко-ферму «Горчичная поляна» в Суворовском районе Тульской области. Помимо нас, тут всего три хозяйства, которые развиты очень плохо. Если рынок фермерских хозяйств в Австрии мы возьмем за эталонные 10 баллов, то в России это единица, а то и ноль.
Можно сказать, что российские фермеры борются за выживание, но никак не развиваются: у них нет возможности закупить необходимое оборудование и нанять квалифицированных или хотя бы заинтересованных работников. Соответственно, они не могут поставить необходимое количество продукта, практически не имеют шансов выйти на московский рынок, а в провинции почти нет культуры потребления фермерских товаров по достойной цене.
HM: В чем причины подобной «недоразвитости»?
А.Б.: Развитию фермерских хозяйств мешает бюрократия, нехватка средств, отсутствие поддержки со стороны государства, отсутствие сформированного рынка, отсутствие желания у землевладельцев, в конце концов. Людей, которые живут в деревне и хотят заниматься фермерством, мало. В основном, фермерами становятся энтузиасты, которые специально приезжают в глушь, потому что хотят работать на земле. Они намеренно покидают мегаполисы, чтобы полностью изменить свой образ жизни. Чтобы тянуть лямку фермерства, нужно быть настоящим энтузиастом.
Владельцы соседских фермерских хозяйств – очень хорошие, приятные люди, но, к несчастью, совершенно не имеющие представления о том, как (и кому) себя подать и продать. Вместо них на московский рынок выходят проходимцы, «псевдо-фермеры», которые сейчас плодятся как грибы после дождя. На их сайтах лишь общие слова о том, что продукты выращены там, где чистая вода и зеленая травка, но нет даже адреса, чтобы покупатель мог в любой момент приехать и убедиться во всем своими глазами! Отсюда недоверие московских закупщиков к фермерским хозяйствам, вот так и образовывается этот заколдованный круг.
Единственный выход из ситуации – абсолютная, кристальная прозрачность. Таковую практикует фермерский проект «Лавка». Честное отношение к фермерам, хорошая организация продаж, высокие требования к качеству поставляемого продукта – все это являет собой очень правильный подход делу, в этом пути лично я вижу направление развития.
HM: Фермерские продукты в сегменте общественного питания: каков спрос? И насколько HoReCa интересна фермерам как канал сбыта?
А.Б.: Нам неоднократно поступали запросы от ресторанов, но это ничем не закончилось. После нескольких неприятных опытов я с большим подозрением отношусь ко всем потенциальным партнерам: никогда не можешь быть уверен, какую продукцию будут предлагать клиенту под твоей маркой. А я очень трепетно отношусь к своему имени и репутации. Пока что фермеры воспринимают рестораторов как «ушлый народ», от которого порядочности ждать не приходится. Конечно, сегодня появляются рестораторы, которым интересны фермерские продукты. И мы, фермеры, «дозреваем» до сотрудничества. Ключ к успеху здесь – доверие и взаимовыгодное партнерство. Рестораторам нужно очень тщательно оговаривать условия сотрудничества.
Есть еще такой момент: фермерские продукты дороже продукции с фабрик и комбинатов, а ведь заведениям общественного питания тоже нужно выживать. Будь я ресторатором, то скорее потратился бы на хорошего повара, нежели на дорогие продукты, слишком уж их легко испортить.
HM: Шеф-повара российских ресторанов говорят о ценности свежих местных продуктов, но заказы преимущественно получают иностранные поставщики. Почему?
А.Б.: Дело в том, что иностранные поставщики могут выдать среднее, но постоянное качество. У HoReCa ведь клиентура, которая привыкла к определенному уровню. А у фермеров все очень неровно, то густо, то пусто: сегодня свекла уродилась, а завтра – нет. Получается, что для хоть какой-то гарантии нужно держать целый пул фермеров – а это сложно. Пока.
Кроме того, продукты эти скоропортящиеся, сроки годности небольшие. Товар довольно непривлекательный – в нем ведь нет красителей, усилителей вкуса. Вот наши фермерские колбасы внешне очень проигрывают на фоне «химических» колбас. Закупщикам нужно прийти к пониманию, что натуральный продукт, выросший на земле в нормальных природных условиях, не может быть одинаковым и столь же живописным, как генно-модифицированные, тепличные фрукты и овощи.
В Германии недавно произошло историческое событие: немцы согласились выращивать кривые огурцы. До этого такие огурцы отбраковывались, их не поставляли в супермаркеты и заведения общепита. Только сейчас там люди признали, что продукты могут быть живыми и нестандартными. У нас пока до этого не доросли. Но это, скорее всего, вопрос всего нескольких лет.
Кроме этого, закупщики предъявляют высокие требования к специальной упаковке – но у фермеров просто руки до этого не доходят, а иногда и средств не хватает. Вы посидите в глуши на ферме, там не до упаковки. Нам не хватает цивилизованного подхода: грамотной организации процесса продаж, хороших менеджеров, отработанной логистики.
Потом, в России по-прежнему огромная проблема с сертификацией: у фермеров просто нет возможности сертифицировать свою продукцию. А раз ее качество документально никак не заверено, значит, фермер становится уязвим, более подвержен давлению.
Конечно, многие звенья производственных процессов нуждаются в усовершенствовании, но нужна некоторая снисходительность как со стороны HoReCa, так и со стороны их клиентов.
HM: Считаете ли вы направление HoReCa перспективным и интересным для развития?
А.Б.: В основном спрос на продукцию «Горчичной поляны» идет от частных лиц. Мы продаем свою продукцию напрямую, через Интернет. Наши покупатели – жители мегаполиса 30–40 лет с высоким образовательным цензом, побывавшие за рубежом, регулярно путешествующие. Это, в первую очередь, молодые семьи с детьми, которые нередко объединяются, чтобы сформировать минимальную корзину продуктов на 3–4 тысячи рублей.
Такая аудитория нас устраивает, и свое развитие мы видим именно в этом направлении. Мы вряд ли стали бы прикладывать какие-либо усилия, чтобы выйти на рынок HoReCa, однако если господа рестораторы заинтересуются и сами выйдут на нас с хорошим предложением – безусловно, мы будем открыты диалогу. HM
Читать далее в рубрике «Дело вкуса»
01.05.2011
Холдинг Ginza Project открыл первый в Москве современный рынок фермерских продуктов. На пятом этаже торгового центра Tsvetnoy появился «Фермер Базар». По задумке, здесь стирается граница между рынком, супермаркетом и рестораном. Как в супермаркете, есть разнообразие продуктов со всего мира. Как на рынке, можно торговаться с продавцами. И как в ресторане, можно попросить повара приготовить приглянувшийся на прилавке продукт.
01.04.2011
В гриль-хаусе «Твербуль» прошли гастроли Массимо Боттура, о котором его бывший наставник Алан Дюкас отзывается не иначе как о «лучшем итальянском шефе настоящего и будущего». Анатолий Комм с гордостью представил своим гостям легендарного повара, которого часто сравнивают с художником, безукоризненно чувствующим цвет, текстуру и геометрию продуктов.
01.03.2011
Вот уже почти 80 лет испанцы пьют необычный кофе torrefacto. Он появился во время правления диктатора Франко. Когда дефицит кофе во время гражданской войны заставил экономить продукт, испанцы путем долгих экспериментов нашли нужное решение: они стали добавлять сахар в кофе при обжарке. Это позволило сократить расход на одну порцию с обычных 7–9 грамм до 5–6 – при этом качество напитка, его насыщенность и аромат сохранились.