Великолепный виски должен обладать несколькими свойствами.
Первое из них – мягкий вкус, приятная текстура. Никому не хочется пить сухой, жгучий, горький виски.
Второе – напиток должен выражать тот стиль, к которому принадлежит. Я могу сделать Glenmorangie очень дымным, торфяным, но это не будет соответствовать его исторически сложившемуся облику – элегантному, цветочному. Продукт потеряет свою идентичность.
Далее – баланс. Не должно быть одного-двух ароматов, которые полностью подавляют остальные. Некоторые производители используют бочки из-под хереса, но лично мне кажется, что запах этого вина слишком доминирует. Все должно быть в гармонии.
Четвертое – сложная, многослойная палитра ароматов.
Интерес потребителей смещается от купажированных виски к односолодовым. Для нас это хорошо, потому что сейчас мы делаем только сингл молты.
Все более популярны дымные, торфяные виски с острова Айла. Этот тренд не обошел и Россию – мы видим огромный спрос на Ardbeg.
Еще один тренд – на рынке появляются односолодовые виски без указания срока выдержки. Одна из причин – запасы старого виски настолько малы, что вискикурни вынуждены выпускать менее выдержанные напитки. Мы бутилируем такие напитки для дьюти фри – они обязаны быть достаточно хорошими для того, чтобы носить имя Glenmorangie. Возраст спиртов составляет 8–9 лет, никак не 3–4.
Хочу верить, что другие известные бренды тоже сумеют удержать высокое качество. Я пробовал несколько таких продуктов у других производителей – в них тоже использованы не очень молодые спирты.
Спрос на виски продолжает расти. Меня немного пугает индийский рынок – люди там обожают виски и производят его в огромных количествах из сахарного тростника. Технически это ром. Ввозные пошлины на алкоголь в Индии очень высокие, но даже если правительство их снизит, Шотландия не сможет удовлетворить спрос. Про весь остальной мир я вообще не говорю – один индийский рынок слишком большой.
Россия входит в десятку крупнейших экспортных рынков для Glenmorangie, и спрос будет расти. Я здесь всего во второй раз, был только в Москве и Петербурге, поэтому глубокого понимания вашего потребителя у меня нет. Но есть вещь, которая меня поразила и в прошлом году, и в этом – огромная жажда знаний. Люди по-настоящему хотят узнать о продукте все, и их не отпугивает цена. Потенциал огромен, и я рассчитываю, что буду приезжать сюда минимум раз в год.
Мы увеличиваем производство, но это нельзя делать резко, особенно если хотим сохранить качество. Естественно, цены тоже будут продолжать расти.
Виски – наш национальный напиток, хотя молодежь, мне кажется, больше пьет водку! К виски приходят не сразу – его мощный вкус требует подготовки. Большинство начинают понимать напиток не раньше 24–25 лет.
В Соединенном королевстве сингл молты традиционно пьют чистыми или немного разбавленными водой.
Эксперименты с коктейлями начались около пяти лет назад. Мне это нравится, потому что вкус виски можно оценить и в коктейле, он, в отличие от водки, придает напитку свой характер.