ФАС одобрила сделку по продаже 99,99 % в уставном капитале московского ООО «Региональная сеть предприятий питания» («СПП»). Компания была зарегистрирована в феврале 2016 года и сейчас на 99,99 % принадлежит ООО «Макдоналдс» (управляет бизнесом ресторанной сети в России). Оставшиеся 0,01 % — в собственности ЗАО «Москва-Макдоналдс» («дочка» американской McDonald's).
«Между ЗАО "Москва-Макдоналдс" и ООО "Региональная сеть предприятий питания" подписан договор коммерческой концессии», — сообщили в пресс-службе «Макдоналдса», не раскрывая, однако, фамилию конечного покупателя. По условиям данного соглашения ООО «СПП» будет развивать франшизу компании в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской, Кировской областях, Республике Башкортостан, Удмуртии, Татарстане, Коми, Республике Марий-Эл, Чувашии, Пермском крае. В этих регионах сейчас работает 67 ресторанов «Макдоналдс». Источник, близкий к «Макдоналдсу», говорит, что они перейдут в управление нового франчайзи, которым может стать Кайрат Боранбаев, с 2013 года развивающий франшизу в Казахстане и Беларуси.
Во всем мире «Макдоналдс» развивается в основном по франшизе: сеть насчитывает 36 тыс. точек и более 80 % из них принадлежит франчайзи. В России ситуация обратная. Более 20 лет, с момента открытия первого ресторана на Пушкинской площади в Москве в 1990 году, американская компания развивалась самостоятельно, а первый франчайзи в России появился только в 2012 году.
По мнению директора консалтинговой компании RestCon Елены Перепелицы, подтолкнуть «Макдоналдс» к переходу на систему франчайзинга могло давление со стороны российских властей. Напомним, в 2014 году Роспотребнадзор провел массовую проверку ресторанов «Макдоналдс» в десятках регионов и временно закрыл четыре ресторана сети в Москве, в том числе флагманский, на Пушкинской площади. Некоторые эксперты увидели в действиях ведомства политический подтекст.
Исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко считает, что нынешняя сделка носит сугубо рыночный характер — это схема, по которой «Макдоналдс» развивался исторически.