На встрече президента ассоциации Wines of Chile Клаудио Сильвети c председателем правления Черноморского форума виноделия Виталием Меркушевым было принято решение начать подготовку программ стажировок и визитов российских виноделов в Чили.
20 октября 2016
Глобальное исследование Wine Trade Monitor 2016
Компания SOPEXA представляет обобщенные результаты Wine Trade Monitor 2016 — международного исследования, посвященного развитию рынка тихих вин.
1100 импортеров, оптовиков и дистрибьюторов поделились своими прогнозами развития рынков и видением тенденций, наметившихся на ближайшие два года.
«Многие японские потребители никогда не пили вино, содержащее сульфиты»
«Сопекса» применяет анкетирование локальных игроков рынка, являющихся связующим звеном между производителем и потребителем, с целью выяснения их восприятия рынка и намечающихся тенденций.
В исследовании приняли участие люди, действительно формирующие винный рынок: 1100 оптовиков, агентов, импортеров, дистрибьюторов, представителей торговых сетей и интернет-торговли; 77 % респондентов занимают в своих компаниях ключевые должности (генеральные директора, менеджеры по продажам, закупщики). Опрос проходил в форме онлайн-анкеты.
Самые популярные винные регионы
Франция, упомянутая 94 % профессионалов, по-прежнему наиболее часто встречается в портфеле игроков рынка, опережая Италию (80 %) и Испанию (76 %).
Сразу за первой тройкой следует Чили (регион упомянут 64 % респондентов), чье присутствие особенно заметно в Корее, Японии и Китае. Далее идут Австралия (62 %) и США (58 %).
В Китае испанские вина присутствуют на равных с австралийскими, предложение по которым было определенно шире в 2011 году.
Другая заметная тенденция — сокращение предложения немецких вин в каталогах японских поставщиков на 20 пунктов по сравнению с 2011 годом.
Динамика продаж
40 % респондентов — каждый второй в Корее, России и Канаде — ожидают роста продаж испанских вин в ближайшие два года. Это мнение разделяют очень многие профессионалы винного рынка. На пяти из семи рынков, участвовавших в исследовании, прогноз для испанских вин более оптимистичен, чем для итальянских и французских.
«Привлекательность испанских вин и их успех на многих рынках объясняется динамичным развитием их производства и удачным позиционированием. Испанские вина — это одновременно «вина для удовольствия», подходящие для повседневного употребления, и широкая гамма, способная адаптироваться к различным сегментам дистрибуции. Наконец, среди них есть очень сильные марки, являющиеся лицом Испании с точки зрения качества»,— комментирует Франсуа Коллаш, коммерческий директор по напиткам компании «Сопекса».
Кристиан Барре, президент Испанской федерации вин и генеральный директор испанского филиала компании Pernod Ricard Winemakers, уточняет: «вина демонстрируют превосходное соотношение цены и качества, а это мощный аргумент в контексте экономического кризиса. Кроме того, ввиду кризиса испанская винная отрасль в целом и отдельные регионы, такие как Риоха, задумались о необходимости развивать экспорт. Эти регионы объединили усилия ради продвижения своих вин и марок на мировом рынке. Также производители воспользовались поддержкой европейских программ по продвижению вин за пределами ЕС и смогли извлечь из них выгоду для своих производств и апелласьонов».
В Корее, лидирующим поставщиком которой хоть и является Чили, профессионалы видят большой потенциал развития в испанских винах. Сук Юнг Чанг, директор корейского представительства агентства «Сопекса», связывает предполагаемый успех испанских вин с сочетанием в них «идеального соотношения цены и качества, высоко ценимого корейцами вкуса «умами», дружелюбного имиджа Испании и набирающей популярность испанской гастрономии. Кроме того, испанские вина воспринимаются как новинка по сравнению с французскими, итальянскими и чилийскими, давно утвердившимися на корейском рынке».
Такой успех испанских вин во многом обеспечен регионом Риоха, оказавшимся вторым по количеству упоминаний после Лангедока. Участники исследования во всех странах единодушно упоминали Риоху в числе пяти наиболее перспективных винных регионов.
Имидж и репутация: Франция — страна эталонных вин
С точки зрения имиджа Франция по-прежнему явно обходит конкурентов, особенно в Азии: 69 % респондентов оценивают французские вина как наиболее конкурентоспособные по всем критериям. Для сравнения, результат Италии составил всего 13 %.
Профессионалы по-прежнему ставят французские вина на первое место по таким критериям, как «вина для особых случаев», «следование принципам устойчивого развития» и «взаимоотношения с поставщиками» — последние критерии особенно высоко ценится на азиатских рынках.
По критериям «привлекательность цены» и «вина на каждый день» бал правят Испания и Чили, опередившие Австралию, которая, в свою очередь, получила высокую оценку респондентов по критерию «применение инноваций».
Динамика продаж по категориям
Вина региональных апелласьонов — наиболее перспективная категория вин на ближайшие два года. По мнению каждого второго респондента, из всех предложенных категорий наибольший рост продаж будет наблюдаться у вин региональных наименований (Бордо, Кьянти и т. п.).
Следом за ними идут вина начальной ценовой категории и сортовые вина, чья доля будет расти согласно оценке каждого четвертого участника опроса. Прогноз для ароматизированных и слабоалкогольных вин гораздо менее благоприятный, особенно в Северной Америке.
Таким образом, регион и наименование по происхождению остаются мощнейшими факторами дифференциации и важным мотивом для покупки. Вместе с тем, картина заметно отличается на разных рынках.
Североамериканские игроки винного рынка по-прежнему видят большой потенциал в розовых винах: 40 % респондентов из США и 21 % канадцев ожидают дальнейшего увеличения продаж розовых вин, которое отмечается на этих рынках на протяжении последних нескольких лет. Для сравнения: в Корее роста продаж розовых вин ожидают 5 % респондентов, в Гонконге 4 % и по 2 % в Китае и России.
«Розовому, и особенно розовому из Прованса, в США благоволит сочетание двух тенденций: увеличение спроса на вина высокого качества и поиск потребителем такихвин, которые можно дегустировать просто, без изысков», — говорит Полин Уден, директор «Сопекса» в США. «Предложение сухих розовых вин на американском рынке идеально вписывается в эти критерии, отсюда высокие ожидания импортеров и дистрибьюторов. Сегодня пить аутентичное, «настоящее» розовое — это «круто», особенно среди миллениалов, составляющих 65 % американских потребителей розовых вин», — добавляет она.
Японцы голосуют за натуральные вина
38 % японских профессионалов винного рынка предсказывают рост продаж биодинамических, натуральных и биовин вплоть до 2018 года. При этом их коллеги из Китая и России намного менее оптимистичны в отношении этих категорий: всего 10 % респондентов из обеих стран ожидают роста продаж биовин, и только 3 % и 1 % соответственно высказались в пользу роста продаж натуральных вин.
Шарль Дюран, директор «Сопекса» в Азии, поясняет:«На азиатском рынке, отличающемся сильной конкуренцией, вина категории «био» и натуральные вина занимают отдельную нишу. Они отвечают растущему спросу потребителей на гарантированное качество. Необходимость точного и прозрачного информирования тем сильнее, чем менее очевидна потребителю разница между категориями натуральных и биовин».
Аналогичный ответ на вопрос об ожидаемом успехе натуральных и биовин в Японии дает Карл Робинсон, генеральный директор токийской компании-импортера Jeroboam: «В Японии спрос на натуральные вина чрезвычайно силен. Такие вина предлагаются во многих ресторанах высокой кухни. Многие потребители и вовсе никогда не пили вино, содержащее сульфиты! Авария на Фукусиме заставила японцев еще внимательнее относиться к вопросу питания: они стали гораздо тщательнее проверять информацию на этикетке и предъявлять небывало высокие требования к качеству продукта».
Динамика продаж сортовых вин
Заняв четвертое место в общем итоге, гренаш определенно набирает обороты. Будучи одним из наиболее выращиваемых сортов в мире, он привлекает особое внимание североамериканских профессионалов, поместивших его в первую пятерку сортов. Мальбек, напротив, покинул ряды фаворитов. Пять лет назад он занимал верхнюю позицию — в частности, в США.
Как подчеркивает Оливье Моро, директор «Сопекса Северная и Южная Америка», «спрос на вина на основе гренаша вписывается в картину отмечаемого в последние годы роста продаж испанских вин и вин Лангедока и долины Роны. Обладая очень хорошим соотношением цены и качества, вина из гренаша отвечают ожиданиям многих потребителей: это структурированные фруктовые вина, которые приятно пить. Им передается позитивный, праздничный и гостеприимный имидж стран южной Европы, привлекающий в первую очередь молодых любителей вина.
Кроме того, увеличению известности сорта поспособствовали коммуникационные и образовательные кампании, проводимые основными регионами-производителями». Несмотря на успех гренаша, каберне совиньон, пино нуар и шардоне остаются главными сортами, продажи которых будут расти в ближайшие годы, по мнению участников исследования.
Развитие форматов
Спрос на бутылки обычного объема (0,75 или 1 л) с винтовой пробкой будет расти больше всего: так считают 62 % респондентов. Этот рост во многом будет обеспечен японским (94 % респондентов), канадским (77 %) и американским (67 %) рынком.
Спрос на формат Bag in Box (BIB) ожидается в Корее (40 % респондентов), Японии (37 %) и США (43 %).
Продажи бутылок с корковой пробкой останутся, по мнению 64 % респондентов, в общем стабильными, однако в Японии они продолжат терять позиции.
Читать далее в рубрике «Виноделие»
17.10.2016
Министерство сельского хозяйства совместно с Союзом виноградарей и виноделов разработало проект концепции развития виноделия и виноградарства до 2025 года. В ведомстве рассчитывают, что документ будет принят до конца года.
2.5 тыс
29.09.2016
В честь праздника молодого вина журнал Crimea Holiday проводят фестиваль Wine Fest. Мероприятие пройдет 1–2 октября в Балаклаве.
28.09.2016
Евгений Шаров, сомелье ресторана Asia Hall, рассказывает о перспективах традиционного японского напитка на российском ресторанном рынке.