«Умение чувствовать правильную консистенцию и текстуру важнее заученных технологических карт»
Многие рестораторы приглашают иностранных шефов, однако результат оказывается плохим: шеф что-то показывает, объясняет, через две недели уезжает, и оказывается, что на кухне никто не может повторить его результат. Как правильно выстроить процесс обучения?
Его мы наладили давно. Конечно, я заранее продумываю новые десерты и приезжаю с технологическими картами. Во время пребывания в Петербурге мы работаем вместе с кондитерами на всех этапах создания сладостей. Они не просто наблюдают за моими действиями, а делают вместе со мной. Многие нюансы сложно объяснить удаленно, тем более в России, где постоянно меняется влажность и температура.
Лоран Морено — ученик «шоколадного короля» Пьера Эрме. Он работал в старейшей кондитерской Парижа Ladurée на Елисейских полях, отвечал за десерты в ресторане La Tour D`Argent (три мишленовские звезды) и управлял сладкой кухней парижской кондитерской Fauchon.
Например, тесто для круассанов нужно всегда делать руками, оно чувствительно к изменениям окружающей среды. Умение чувствовать правильную консистенцию и текстуру важнее заученных технологических карт. Именно этому я учу коллег.
Знания на уровне ощущений накапливаются с опытом, этому невозможно научиться за две недели. Ожидание быстрых результатов скорее вредит, любое обучение — долгосрочный и непрерывный пошаговый процесс.
Последние четыре года я много работаю в России и знаю, какие продукты здесь есть, а какие найти невозможно, или их качество неприемлемо. Например, есть корица с Цейлона, у нее яркий сладко-пряный аромат, а есть дешевая индонезийская. Их химический состав и вкусовые характеристики сильно отличаются, но неопытные кондитеры могут спутать. Даже настолько маленькая деталь десерта способна радикально повлиять на вкус.
То же самое с черным шоколадом. Он разный: один более горький, у другого чувствуется кислинка. Мне приходится корректировать рецепты, постоянно исходя из качества тех или иных ингредиентов в разных странах. Главное — найти хорошие доступные продукты. При растущих объемах, как у нас на фабрике «Счастье», это может быть ограничением, у нас очень высокие требования к поставщикам.
Каковы сейчас кондитерские тренды?
Макароны, которые были фаворитами на протяжении 10 лет, отошли на второй план. Францию сейчас захлестнула новая мода на эклеры.
Это уже не те привычные изделия трех традиционных вкусов: ванили, шоколада и кофе. Эклеры изменились внешне, стали более разнообразными. Вкусы клубники, лаванды и карамели уже становятся современной классикой жанра. Кондитеры все чаще выдумывают оригинальные сочетания, которые смогут называть «фирменными»: тыква с корицей, жженая карамель или вьетнамский кофе — полет фантазии безграничен.
Современные пирожные покрывают глассажем и дополнительным декором. В «Счастье», например, мы сделали эклер с необычным вкусом сладкого кокоса, кислым лаймом и изящным украшением из белого шоколада.
Есть ли у вас ноу-хау или особые принципы обучения?
Я преподаю кондитерское искусство во всем мире. Можно посмотреть десятки часов мастер-классов, прочитать тонны книг и продолжать делать плохие десерты. Руки должны запомнить процессы, текстуры, правильную температуру. Только постоянная совместная практика дает стабильный результат.
Как осуществляется контроль качества после того, как вы уезжаете?
Мне повезло с коллегами. Много лет со мной работает
Екатерина Киселькова, талантливый шеф-кондитер ресторанов «Счастье». Она знает вкус каждого из десертов. К тому же мы дегустируем новый ассортимент всей командой: от кондитеров до отдела маркетинга. Контроль качества требует постоянного внимания и ответственности каждого сотрудника компании.