«Если в отелях крупных городов уже появилось понимание качественного сервиса и лояльности персонала к своей компании, то до гостиниц на периферии дошли пока только их отголоски»
О гостиничном рынке
В среднем по России все еще наблюдается дефицит номерного фонда. Приближаются к насыщению Москва, Санкт-Петербург и Казань. Лидер по насыщению — Ярославль. В остальных городах есть дефицит. Если говорить о качественных отелях, то это верно вдвойне. В большинстве городов номерной фонд на 70–80 % представляет собой частные апартаменты, сдаваемые в аренду. Качественного номерного фонда, особенно трехзвездочного, не хватает везде, это общая проблема большинства городов, в том числе Москвы и Петербурга.
Наиболее быстро в России гостиничный рынок развивается в южных регионах — Краснодарском крае и в Крыму. Сейчас с ними, наверное, не сравнится ни один другой регион.
Москва и Петербург традиционно открывают, в зависимости от экономической ситуации, по 3–5 отелей разных категорий в год. Делается акцент на трехзвездочные отели, идет насыщение средним ценовым сегментом.
Активно занимается гостиничным фондом Татарстан. Но это не свежий тренд, эта тенденция наблюдается давно.
В отстающем положении сейчас находится Дальний Восток. Но с учетом планов правительства по развитию региона, вероятно, и на гостиничном рынке можно ожидать всплеска в ближайшие несколько лет.
О персонале
Поиск персонала в регионах — непростая задача, так что одно из основных направлений нашей работы с региональными отелями — подбор сотрудников, их воспитание в ценностях нашей компании и правильного сервиса. Прогресс есть, и я думаю, рано или поздно этот вопрос будет решен.
Набор персонала для вновь открывающегося отеля — сложный процесс, мы должны принять на работу порядка ста-двухсот человек. Это трудоемко и по времени, и по ресурсам.
Мы активно применяем систему ротации кадров. Ключевые позиции в первую очередь предлагаются нашим сотрудникам, которые хорошо себя зарекомендовали, лояльны, способны обучать новый персонал и передавать опыт, готовы к переезду. Эта практика необходима и абсолютно себя оправдывает. Но это касается в основном менеджерских позиций.
Основной пласт работы — набор линейного персонала. Этот вопрос мы решаем на местном рынке, в том числе работая с региональными кадровыми агентствами. Этим занимается как отдел персонала центрального офиса, так и менеджер по персоналу отеля, как только он сам выходит на работу. Конечно, мы привлекаем специалистов из других гостиниц сети, которые помогают в работе, пока новый персонал обучается.
Мы, как и многие наши коллегии в России и за рубежом, не ставим цели взять линейного сотрудника обязательно с опытом работы в гостиничном бизнесе. Для официантов, горничных, сотрудников службы приема и размещения достаточно доброжелательности, способности грамотно излагать свои мысли и заинтересованности в работе в нашей компании. Для некоторых позиций требуется определенный уровень образования.
Об открытии новых гостиниц
Работая с региональными отелями, неизбежно сталкиваешься со спецификой управления.
Любой отель, который расположен в удалении от центрального офиса, предусматривает в некоторой степени «дистанционность» управления.
Мы и делаем проекты с нуля, и осуществляем реконцепцию и брендирование готовых проектов. Определяющим фактором является не этап, на котором мы входим, а сам проект.
Включение готовых проектов в сеть интересно, если есть возможность небольшими усилиями привести его к нашим стандартам.
Для проекта с нуля инвестиционный период может составлять от года до трех лет, а с действующим объектом можно уложиться в год.
После завершения инвестиционного проекта начинается период предзапуска. В это время ведется брендирование отеля, налаживание внутренней и внешней навигации, идет постановка работы персонала, отработка стандартов. Устанавливается программное обеспечение, персонал обучается работе с ним. После обучения персонала всех служб происходит подключение к сети и нашим каналам продвижения. Этот период занимает от одного до трех месяцев.
Если мы заходим в уже существующий отель с действующим персоналом, то все процессы происходят без закрытия гостиницы, чтобы не терять доход. Это несколько сложнее.
Сейчас у нас в разработке находятся несколько проектов. С нетерпением ждем открытия отеля в Нижнекамске. Это очень масштабный проект, и основное внимание сейчас направлено на него.