Отель стал обязательным элементом инфраструктуры любого крупного аэропорта, и гостиничные управляющие компании высказывают заинтересованность в проектах подобного рода
Отель ожидания
Повышение доходности только за счет аренды торговых территорий осталось в прошлом аэропортового бизнеса: сегодня терминалы активно развивают офисный и гостиничный сегмент. Отель стал обязательным элементом инфраструктуры любого крупного аэропорта, и гостиничные управляющие компании высказывают заинтересованность в проектах подобного рода.
Если в прошлом гостиница в аэропорту в первую очередь была рассчитана на размещение сотрудников авиакомпаний, то в современных крупных авиаузлах загрузка, в основном, формируется за счет пассажиров. С учетом этого в аэропортах строятся бизнес-отели категории три-четыре звезды. Как правило, прямое сообщение с терминалом, которое позволяет быстро оформить регистрацию и, не тратя лишнего времени на дорогу, разместиться в гостинице, привлекает людей, приехавших на короткий период времени. Помимо туристов, делающих остановку в путешествии, в целевую аудиторию отеля входят пассажиры задержанных рейсов, посетители крупных конференций и выставок, бизнесмены и гости компаний, расположенных в аэропорту или вблизи него. С учетом количества деловых туристов серьезным преимуществом транзитных отелей становятся такие услуги, как аренда конференц-помещений, переговорных комнат и выставочных залов. Удобной для гостей является и возможность регистрации на рейс прямо в гостинице (информация о статусе рейсов выводится на информационных табло, установленных в холле отеля).
Современные отели в аэропортах стремятся отойти от узкой функциональности «гостиницы для ночлега», приближаясь по набору услуг к городскому отелю: здесь появляются и прекрасные рестораны, и полноценные фитнес- и spa-центры. Такую концепцию воплощает новый отель в Италии, в миланском аэропорту «Мальпенса», открытый около года назад. По мнению Роланда Воса, президента Starwood Hotels & Resorts в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, этот отель задает новые мировые стандарты гостиниц при авиаузлах.
На пересечении дорог
Всего несколько шагов из терминала «Мальпенса», что находится в получасе езды от центра Милана, и оказываешься в Sheraton Milan Malpensa Airport Hotel & Conference Centre. Однако на расположение в аэропорту указывают лишь лобби да клубная гостиная, где размещены электронные табло с расписанием рейсов. Безупречная звукоизоляция на всех этажах дарит абсолютную тишину, а панорамное остекление позволяет в хорошую безоблачную погоду смотреть на вершины горного массива Монте-Роза. Вопреки ожиданиям самолетов не увидеть – большая часть отеля смотрит в противоположную от взлетного поля сторону, на которой расстилается парковка на 2400 машиномест. Выйдя из отеля, можно всего за пару минут дойти до вокзалов: к Милану ведет шоссе Милан-Варезе и железная дорога, по которой следует «Мальпенса-Экспресс». Кстати, многие сотрудники отеля предпочитают ездить на работу на поезде: зачастую выходит намного быстрее, чем на машине.
Трехэтажное здание, спроектированное компаниями King Roselli Architects и Saporiti Hotel Design, очень современно: много стекла, естественного света и пространства. Каждый из имеющихся 433 номеров и сьютов отличается хорошим метражом (от 32 до 100 кв. м). Впечатляет размерами и двухсотметровая клубная гостиная, а свободные площади – холлы и коридоры – занимают более тысячи кв. м, которые можно использовать для организации выставок и кофе-брейков.
Отель располагает самым крупным на северо-западе Италии конференц-центром площадью 2000 кв. м. Здесь проводятся как корпоративные мероприятия и профессиональные выставки, так и семейные торжества. Интересно, что пространство для мероприятий можно «конструировать»: выдвижные стены позволяют делить помещения. Так, бальный зал (1000 кв. м) может быть разбит на 8 отдельных зон и, как и другие 22 переговорные комнаты, способен вместить до 1100 участников. Таким образом, помещения подходят как для проведения эксклюзивных интервью и деловых встреч, так и для крупных событий. В залах с высотой потолков 6,5 м возможна установка концертной сцены, а отель при необходимости предоставляет необходимое звуковое и световое оборудование.
Кроме бизнес-опций отель предлагает возможности для отдыха, востребованные многими путешественниками. Для фитнес-центра и Shine Spa была составлена оздоровительная программа Sheraton Fitness – разработкой занималась американская компания Core Performance, специализирующаяся на обучающих курсах, посвященных тренировкам, здоровому питанию и физиотерапии. Sheraton Fitness Programmed by Core Performance учитывает потребности туристов, испытывающих во время перелетов физический стресс и утомление. Для тренировок круглосуточно работает фитнес-центр, с утра и до вечера открыт бассейн. Спа-программы включают как стандартные косметические процедуры для лица и тела, так и специальные – для семейных пар, мужчин и молодых мам. В целом, концепция заключается в объединении лечебной практики Востока и Запада. Так, в пяти кабинетах работают сертифицированные специалисты, владеющими разными видами массажа лица и тела (шиацу, стоун-, релакс-, арома-, аюрведический массажи). Европейская сауна соседствует с восточным хамамом, солярий дополняется современным эмоциональным душем с функциями тумана, холодного дождя, арома- и цветотерапии, и большой релакс-зоной. Воспользоваться спа-услугами может не только гость отеля, но и любой человек, оказавшийся в аэропорту.
Гастрономическая составляющая отеля представлена рестораном Canneto, куда стоит отправиться за полноценным средиземноморским меню, и баром Monterosa, где предлагают легкие закуски. В ресторане Canneto обязательно нужно попробовать легкий обед из осенних грибов с приготовленной на медленном огне телятиной Ossobuco и фирменным миланским ризотто с шафраном стоимостью 22 Евро. А сочный стейк из Ангуса, в котором еще никто не разочаровался, обойдется гостям в 24 Евро. В баре Monterosa не стоит отказываться от салата «Цезарь» по итальянскому рецепту, который подается вместе с фирменным итальянским хлебом пита.
Приятное послевкусие остается не столько от еды, сколько от истинного гостеприимства сотрудников отелей. Речь не о привычной вежливости, а о тепле, с которым общается персонал друг с другом и гостями. Журналист HM стал свидетелем милой картины. Крупная собака одного из гостей встала передними лапами на стойку ресепшн. Сотрудник отеля весело поинтересовался у пса: «Добрый день! Какой номер желаете?», вызвав смех у всех присутствующих своей непринужденной шуткой.
Время молодых
Как известно, позитивная атмосфера традиционно является заслугой генерального менеджера. Сорокавосьмилетний Джианрико Эспозито родился в Неаполе. С 1992 года работает в Starwood Hotels & Resorts. Прежде чем возглавить новый отель в международном аэропорту Malpensa, он получил опыт управления тремя отелями: Le Meridien Gallia (Милан), Le Meridien Lingotto и Le Meridien (Турин). По его мнению, успешную карьеру удалось построить благодаря хорошему опыту и, главное, страсти к работе. В своем интервью Джианрико Эспозито рассказал о первых месяцах жизни нового отеля, а также о принципе, по которому подбиралась команда.
HM: Какие современные тенденции можно увидеть в вашем отеле?
Д.Э.: Если говорить в целом об архитектуре и внутреннем пространстве, то оформление нашего отеля просто обязано было быть на высоком уровне, ведь Милан – столица дизайна. Основной же тенденцией, отраженной в отеле, является то, что все путешественники стремятся оставаться на связи. Мы предлагаем как беспроводной доступ в Интернет, так и два терминала с компьютерами. Совместно с Microsoft были созданы лаунж-зоны Link@Sheraton, которые позволяют гостям общаться как с остальными посетителями отеля, так и со всем миром (45 минут работы в сети бесплатны). Эти зоны находятся в центре отеля, где кипит жизнь, – в лобби и неподалеку от ресторанов.
Кроме этого, в соответствии с общей концепцией бренда в Sheraton Milan Malpensa Airport Hotel & Conference Centre есть эксклюзивный уровень. Гости, зарезервировавшие номера на этом клубном этаже, подобно пассажирам бизнес-класса в самолете, получают ряд преимуществ. Среди них – доступ в двухсотметровый Club Lounge. Здесь предлагаются бесплатные завтраки, а в течение всего дня – различные снеки, а также аперитивы и всевозможные напитки. Это спокойное место, где гости отеля могут пообщаться, передохнуть или воспользоваться компьютерными терминалами. Наш эксклюзивный этаж с просторной гостиной предоставляется и нашим гостям, достигшим платинового уровня в программе клиентской лояльности Starwood Preferred Guest.
HM: Каков штат отеля? Есть ли среди персонала особые «звезды»?
Д.Э.: В отеле работает 95 человек (персонал партнерской клининговой компании не учитываю). Сознательный выбор отеля заключается в том, чтобы набирать в команду молодых людей. Средний возраст сотрудников, как на рядовых, так и на топовых позициях, – до 30 лет. У большинства за плечами уже есть международный опыт. Они юные, активные, и их всех объединяет страсть к работе. Увлеченность – это та черта, которую мы ценим более всего. Ведь новичка многому можно научить, опыт и профессионализм можно передать. Только одному нельзя научить – работать со страстью. В нашу команду входят люди с высокой внутренней мотивацией. Отелю остается поддерживать энтузиастов и инвестировать в таланты.
На второй вопрос мне сложно ответить. Это то же самое, что у тренера команды спросить, кто является лучшим игроком – скорее всего, он не скажет. Да, у нас есть люди с очень серьезным опытом работы. Например, наш итальянский шеф-повар Энрико Фиорентини из Милана, который успел поработать в разных странах. Несмотря на довольно молодой возраст (всего 38 лет), Энрико уже имеет 12-летний опыт работы в Starwood Hotels & Resorts и других гостиничных сетях. Внимание к деталям, знание последних гастрономических тенденций, а также владение новыми технологиями и методиками приготовления продуктов сделали Энрико шеф-поваром отеля Sheraton Milan Malpensa, где количество гостей и предлагаемых возможностей непрерывно растет.
HM: Какова статистика по гостям? Какое место занимает Россия?
Д.Э.: Статистика показывает, что доля итальянцев составляет 40%, а иностранных гостей, соответственно, 60%. Большинство приезжает из европейских стран, в частности, из Германии. Из Азии – около 7%. Россия, безусловно, является страной с большим туристическим потенциалом. Мы знаем о том, что русским туристам интересна Италия, что они охотно посещают разные города, интересуются культурой, и что ваших соотечественников особенно притягивают горы и море. В этом плане наш отель не так привлекателен для россиян – он не находится в историческом месте или на курорте. Но он может стать очень удобной площадкой на пути к самым интересным уголкам страны! Прямо от отеля на скоростном поезде можно за 40 минут доехать до Рима. Из окон отеля видна гора Монте-Роза, и до нее также не составляет труда добраться, чтобы в хорошую погоду покататься на лыжах. Кроме этого, Милан традиционно посещают для шопинга, и наш отель удобен для таких коротких целевых поездок.
HM: Среди гостей отеля в аэропорту классические туристы встречаются не часто?
Д.Э.: Милан, город большой деловой активности, генерирует очень серьезные бизнес-потоки, поэтому большинство наших гостей – это бизнесмены. Но накануне Рождества, Нового года, а также в высокий сезон, который приходится на летние месяцы, наш отель пользуется популярностью и у обычных туристов. В это время в отеле останавливаются путешественники, для которых Милан является промежуточной точкой на карте. Безусловно, к нашей целевой аудитории относятся сотрудники авиакомпаний. Для них есть отдельная стойка регистрации и специальная зона отдыха с прачечной, несколькими небольшими кухнями, гостиной и комнатой отдыха с Play Station. Также отель открыт для размещения авиакомпанией пассажиров в случае необходимости: из-за отмены полетов, переноса рейсов и т.п.
HM: Какова средняя продолжительность остановки в отеле?
Д.Э.: Одна ночь. Иногда чуть больше. Причем, более 30% бронирований мы получаем напрямую – через сайт отеля, собственную службу бронирования и общую систему Sheraton. Около 20% приходится на спонтанные решения, когда человек в пути видит отель и решает в нем остановиться. Остальную долю занимают корпоративные заказы при проведении бизнес-мероприятий и бронирование от авиакомпаний.
HM: Отель обладает солидными конференц-возможностями. Насколько они востребованы?
Д.Э.: Мы принимаем масштабные конференции, численностью около 1000 человек. Кроме этого, каждый день проходят небольшие встречи и переговоры – до 10 человек. Также отель стал популярной площадкой для презентаций тех или иных продуктов. Недавно один ритейлер в течение двух недель представлял здесь электронику, и за это время отель посетило более 4000 человек. Осенью свое мероприятие здесь проводил итальянский «Красный крест», тогда на встречу собралось около 800 молодых волонтеров. Автомобильные компании презентуют здесь свои новинки, специализированные мероприятия проводят фармацевтические компании и дистрибьюторы. Так что бизнес-мероприятия – это очень важное направление для гостиницы, которое вместе с кейтерингом приносит 40% общего дохода.