«2016 год подходит к концу, и сейчас можно подводить его предварительные итоги и строить прогнозы на будущий год. Практически все среднерыночные операционные показатели гостиниц на двух основных гостиничных рынках России — в Москве и Санкт-Петербурге — по итогам ноября продемонстрировали продолжение уже привычного нам за последнее время тренда к росту», — говорит
Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.
Управляющие петербургских отелей продолжили введенную в начале года политику «качество, а не количество» и, базируясь на не очень эластичном сегодня групповом и туристическом спросе, наращивали тарифы. В результате сразу несколько сегментов потеряли в загрузке за 11 месяцев, а лидером по падению стал средний сегмент, где заполняемость сократилась до 65 %. При этом все сегменты гостиничного рынка увеличили средний тариф не менее чем на 15 %, и самый значительный рост был в том же среднем сегменте — на 22 %, до 3 тыс. рублей. Самый высокий рост доходности (на 24 %) — в высоком сегменте.
Москва поддержала тренд, заданный еще в начале года: все среднерыночные показатели продолжили рост и в результате достигли рекордного уровня за пять лет. Так, загрузка гостиниц в столице по итогам 11 месяцев выросла до 72,5 %, средняя цена на номер — на 7 %, достигнув 7,5 тыс. рублей. Доходность на номер в среднем по рынку увеличилась на 14 % — до 5,4 тыс. рублей. Лидирующим сегментом по росту доходности на номер в Москве является люксовый: показатель в сравнении с аналогичным периодом 2015 года увеличился на 19 % — до 11,5 тыс. рублей.
Загрузка подмосковных отелей за 11 месяцев выросла до 51 % и вкупе с небольшим повышением тарифов дала возможность увеличить их доходность на 43 % — до 2,5 тыс. рублей.
По прогнозам JLL, 2017 год не принесет больших сюрпризов: тенденция к довольно высокому уровню тарифов сохранится, однако рост должен замедлиться. К концу 2017 года, когда будет вводиться новый номерной фонд, который строится в преддверии чемпионата мира по футболу, произойдет небольшая коррекция средних тарифов — новые игроки начнут агрессивно отвоевывать рыночную долю.