Сфера услуг является очень перспективной. Согласно экспертным данным, до 60% трудоспособного населения развитых стран занято в индустрии сервиса. У нас в стране пока этот показатель составляет 10-15%, что свидетельствует о значительных перспективах роста в этой области.
Что касается гостиничного рынка Москвы, то он в последнее время стал более открытым и предоставляет гораздо больше возможностей для молодых. В Москву пришли мировые гостиничные операторы, такие как Kempinski, IHG, The Ritz-Carlton и другие. Начать карьеру в гостинице с международным брендом не составляет труда, так как отели сами заинтересованы в найме выпускников профильных вузов и колледжей.
Отели, как и рестораны, прежде всего, нуждаются в линейном персонале, который составляет около 80% штата. Согласно проведенным недавно исследованиям, порядка 30% потребности гостиничных предприятий составляет персонал службы питания (официанты, бармены, повара и другие), далее идет служба номерного фонда (горничные), потом –инженерно-техническая служба, службы приема и размещения, безопасности, финансовая и т.д.
К молодым специалистам предъявляются довольно высокие требования. Необходимо владение хотя бы одним иностранным языком и практические навыки работы. Профессиональное образование вынуждено быстро реагировать на сложившуюся экономическую ситуацию и спрос на новые компетенции. Дополнительные часы, отведенные на изучение специальных дисциплин, информационных технологий, иностранных языков, оправдывают себя сполна и позволяют выпускникам отраслевых колледжей сразу приступать к работе, без дополнительной подготовки за счет предприятия. Это очень ускорят процесс профессиональной адаптации кадров.
Профессиональное образование вынуждено быстро реагировать на сложившуюся экономическую ситуацию и спрос на новые компетенции
Формы сотрудничества
Чтобы подготовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, профильным учебным заведениям важно тесно сотрудничать с гостиничными предприятиями. Наиболее популярные формы сотрудничества:
- производственная практика;
- постоянное трудоустройство;
- временная занятость;
- участие представителей гостиничных предприятий в учебном процессе.
Отрицательные факторы
К отрицательным факторам, формирующим поведенческий стереотип молодежи, желающей связать свою судьбу с работой в гостиницах, относятся:
1. Отставание целого ряда гостиничных предприятий по уровню заработной платы от других сфер деятельности. Непонятно, почему при востребованности номерного фонда, росте цена на гостиничные услуги, заработная плата специалистов и персонала увеличивается крайне незначительно.
2. Высокая текучесть кадров в гостиничной отрасли. Это всегда было свойственно отрасли, но в последнее время это приобрело особенно широкий размах.
3. В большинстве случаев карьерный рост сотрудников возможен только при переходе на работу в другую гостиницу, предлагающую более привлекательные материальные условия. Соответственно, персонал мигрирует из гостиницы в гостиницу, повышая показатель текучести кадров. Многие молодые специалисты жалуются на переработку, сверхурочную работу, ночные смены. Доплаты за это являются скорее исключением, чем правилом.
4. Нет реально работающей системы наставничества над молодыми специалистами и соответствующей ротации кадров. Наставник должен не только поставить молодого специалиста на какую-то должность, но и развивать его в дальнейшем, обеспечивая карьерный рост. Мало гостиниц внедряет у себя мотивирующие элементы карьерного роста.
Позитивные факторы
1. Положительный имидж гостиничного бизнеса, особая атмосфера высокого гостиничного сервиса, оказывающая нужное эмоциональное воздействие на подавляющее большинство молодых специалистов.
2. Молодежь привлекает внешняя красота высококлассных отелей, которых с каждым годом становится все больше.
3. Радует перспектива строительства в Москве большого количества новых гостиниц, и соответствующее увеличение рабочих мет, где потребуются силы и творческие таланты молодежи.
4. Активное внедрение международного опыта гостиничного бизнеса в российскую практику. Это сопряжено с возможностями зарубежных стажировок, совмещения работы с учебой.
Перспективы профессиональной карьеры в динамично развивающемся гостиничном бизнесе Москвы поистине безграничны. Гостиничный комплекс столицы ждет молодых специалистов, обладающих профессиональными компетенциями и желанием работать по полученной специальности. Требования к каждой конкретной вакансии, безусловно, разные, но, если относиться к работе добросовестно, творчески подходить к своему делу, не почивать на лаврах и знать, что занимаетесь своим делом, то карьера обязательно будет успешной.
Столичные колледжи, обладающие необходимой лабораторной и производственной базой, а также кадрами квалифицированных преподавателей – практиками и мастерами производственного обучения, готовы дать молодежи настоящую путевку в жизнь и помочь всем желающим в овладении всеми тонкостями профессии, востребованной на отраслевом рынке труда.