Технические отличия
В основном в кафе и ресторанах работают сенсорные кассы. Основная причина — экономия пространства и высокий класс защиты IP65 от влаги, пыли и других вредных факторов. В отличие от магазина, где достаточно площади для размещения системного блока, клавиатуры, ручного и стационарного сканеры штрих-кодов, прикассовых весов, терминала безналичной оплаты и прочей техники, в общепите сложно организовать классическое кассовое место.
Обычно его функцию выполняют два устройства: официантская станция и станция приема оплаты. На первой официант оформляет заказ, поступающий на кухню; иногда она оборудована денежным ящиком и банковским терминалом. Станция приема оплаты представляет собой классический POS-терминал, по сути — устройство «все в одном».
В заведениях быстрого питания клиент должен увидеть свой заказ, оценить его правильно и сразу понять, какую сумму он потратит. В последнее время часто устанавливают второй монитор 10'' или 15'' — для функций дисплея покупателя и отображения рекламы.
Еще одно важное отличие ресторанных касс от ретейла — повышенный уровень надежности (например, у касс SKY-POS класс защищенности IP65). Это определение можно подразделить на несколько ключевых составляющих:
• пыль почти не проникает внутрь сенсорной кассы, поэтому ей не нужен вентилятор — это снижает необходимость проведения профилактических работ;
• уровень шума низкий из-за отсутствия вентилятора — важно для заведений, позиционирующих себя как тихие и уютные;
• сенсорные POS-терминалы практически не подтверждены влиянию влаги, они чутко реагируют на прикосновение пальцев;
• яркий плоский экран гарантирует хорошее качество изображение даже при солнечном свете.
Отдельно стоит упомянуть о количестве нажатий на дисплей. Чем выше проходимость в ресторане, тем чаще официант принимает заказ и, следовательно, чаще нажимает на экран, чтобы его оформить. Однако сенсорный монитор не может выдержать бесконечное число нажатий, особенно если большинство приходится на определенную ячейку — например, кнопку с популярным блюдом. Достойная сенсорная касса выдержит около трех миллионов нажатий, а потом ячейка перестанет работать. Из-за образовавшегося «слепого пятна» придется либо менять сенсорную панель, либо покупать новое устройство, что по цене отличается минимально.
Заметная тенденция в сегменте HoReCa — владельцы ресторанов начали оснащать заведения мобильными кассами. Это удобно: официант подходит к столику не с блокнотом, а переносным устройством, которое позволяет сразу после оформления заказа отправить его на кухню. Мобильная касса может быть и стационарным POS-терминалом с переносным планшетом, который вставляется в док-станцию.
Программные отличия
Ресторанное программное обеспечение отличается от магазинного следующим:
• в ресторане есть такое понятие, как заказ, который поступает на кухню;
• в ПО существует привязка заказа к столу — то есть заказ формирует официант, а за ним могут быть закреплены определенные столы в зале. Соответственно, программа должна привязывать заказ как к официанту, так и к столу;
• печать счета — фактически кассовое ПО формирует два документа: сначала счет, а после его оплаты фискальный документ (чек);
• практически весь ресторанный софт ориентирован на сенсорный дисплей кассы.
Как выбрать сенсорную кассу
Предложений от разработчиков достаточно, поэтому возникает вопрос, как выбрать надежное устройство. Вот несколько полезных советов.
Во-первых, заранее подумайте о конфигурации кассового аппарата: нужно ли устройство «все в одном» или достаточно официантской станции. От этого напрямую зависит функционал устройства и его стоимость.
Во-вторых, обратите внимание, отвечает ли кассовый софт потребностям и можно ли его интегрировать с внешними системами заведения.
В-третьих, обратите внимание, у кого из партнеров или конкурентов уже работает выбранное устройство и насколько оно хорошо проявило себя в процессе эксплуатации.
В-четвертых, имейте в виду: чем дешевле POS-терминал, тем меньше нажатий выдержит его сенсорная панель. Прежде чем покупать недорогое устройство, стоит понять, успеет ли оно себя окупить до поломки. Для этого нужно приблизительно посчитать проходимость, средний чек и количество нажатий.