«Мы изначально ориентировались на местную аудиторию и понимали, что коренные жители являются для туристов лидерами мнений»
Кто основал ресторанный холдинг Roppongi Family? Что предшествовало созданию компании?
Мы не зря называем Roppongi Family семьей ялтинских ресторанов. Прежде всего, наша компания — это действительно семейный бизнес, который мы начали в 2011 году вместе с супругой и близким другом, который стал полноправным партнером во всех последующих проектах.
Роман Сухарев
Я начал изучение ресторанной сферы с самого ее сердца — кухни, и сам прошел все ступени роста от простого повара до шефа крупного отеля «Ялта-Интурист». Но бюрократический аппарат крупного бизнеса не позволяет вложить душу ни в процесс приготовления, ни, к сожалению, в его результат. Росло желание создать свое дело.
В «Интуристе» я подготовил хорошую команду и неудивительно, что многие из ребят решили бросить насиженное место и попробовать создать что-то новое. Я вложил все свои накопления и деньги, подаренные нам с супругой на свадьбу. Так появился ресторан паназиатской кухни Roppongi.
Роппонги — токийский квартал, в котором встречаются древняя культура и бурная современная жизнь. Мы стремились воссоздать эту атмосферу, и главное — предложить гостям качественные продукты, приготовленные по продуманным рецептам, при этом работая в доступном ценовом сегменте.
В нашем городе негде было попробовать модные в мегаполисах суши и роллы. Это была актуальная и интересная тема; вместе с кухней мы открыли целый пласт новой культуры. Думаю, я не преувеличу, если скажу, что мы стали первыми, кто открыл роллы и суши для Ялты. Получилось не сразу. Очень сложно донести людям что-то новое, и первый год был для нас достаточно сложным. Многие просто разворачивались и уходили, не найдя в меню шашлыка и чебуреков.

Но бизнес наладился, чуть позже мы открыли еще один ресторан «Роппонги» прямо в центре набережной, а потом запустили следующий проект — семейное «мафиозно-гангстерское» кафе La Cosa Nostra. Все делали сами, для себя, друзей и семьи. Люди всегда чувствуют, когда в бизнес вложены не просто деньги, а нечто большее — душа. И это окупается сполна, я уверен.
В начале прошлого года родилось совсем новое наше заведение с совершенно другой концепцией — смесь стейк-хауса и пивной: паб «Гараж», где можно собраться с друзьями после работы. Здесь крафтовое пиво нашего собственного производства, настоящий рок-н-ролл, интерьер в стиле лофт и мужская атмосфера. Место для тех, кто, как 30 лет назад мой дед, после работы идет в гараж!
Расскажите о ресторанном рынке Ялты на момент создания холдинга.
Тогда в Ялте, как и в любом туристическом городке, было много небольших заведений. Проблема в том, что они не развивались от года к году, ориентировались на туристов и закрывались в межсезонье. По факту, вкусно поесть приезжим и местным жителям было негде.
Мы сделали упор на качество, не поднимали цены к лету, не меняли проверенный персонал на сезонный. Хотели, чтобы наши клиенты были всем довольны и снова к нам возвращались. Наши заведения быстро обрастали своей «бандой» постоянных гостей.
Думаю, один из ключевых факторов нашего успеха — позиционирование. Мы изначально ориентировались именно на местную аудиторию и понимали, что коренные жители являются для туристов лидерами мнений. Приезжая в любой незнакомый город или страну, мы всегда стремимся пойти в те места, которые посещают местные. Это лучший показатель того, что там вкусно, атмосферно и интересно. Ну и, конечно, отзывы, рекомендации и сарафанное радио — в любое время очень эффективный маркетинговый инструмент.
Как влияет на рынок курортная специфика?
Большинство заведений абсолютно сезонны и, на мой взгляд, именно эта ялтинская специфика делает ресторанный бизнес в Ялте достаточно сложным и рисковым.
Открываясь к лету, многие инвесторы прогорают в силу того, что не учитывают время, необходимое на «раскачку». Или после успешных трех месяцев работы стараются на уровне войти в межсезонье, но суровый зимний период многих выбивает из колеи.
Наши заведения круглогодичны, и сезонность на нас влияет, пожалуй, меньше, чем на всех.

Какова в целом ситуация с персоналом на ресторанном рынке Ялты — с линейным и руководящим?
Квалифицированные кадры на вес золота. Особенно сложно потому, что нам интереснее привлекать сотрудников не только на сезонную работу, но и работать постоянно.
Очень многие местные специалисты, конечно, стремятся в Москву, Питер, Сочи. Но мы можем гарантировать нашим людям рост и стабильность, именно этот фактор помог нам собрать сильную команду. В основном стараемся выращивать свои кадры, вкладываем много сил в тренинги и обучение персонала, чтобы быть на высоте.
Сложно ли найти поваров? Где нашли шефов для своих ресторанов?
Каждый из наших ресторанов находится в надежных руках. За развитие и качество кухни отвечает бренд-шеф семьи Roppongi Family Леонид Коротков. С ним мы впервые встретились, когда я еще работал шефом в отеле «Ялта-Интурист».
Когда мы открыли «Роппонги», Лёня к нам присоединился. Он пришел простым поваром, но мы быстро прочувствовали в нем амбиции, талант и потенциал. Немного опыта, и мы полностью доверили ему кухню ресторана La Cosa Nostra, а после и всей нашей ресторанной семьи.
Над чем работаете сейчас и каковы дальнейшие планы ресторанного холдинга?
Помимо четырех успешных заведений мы открыли два производства.
Крафтовая пивоварня выпускает достойный живой напиток, сваренный по нашей авторской технологии и рецептуре. Мы разливаем пиво «Частная пивоварня» в наших ресторанах, а также выходим на крымский рынок. Интерес к крафтовому пиву растет, так что мы видим хорошую перспективу.
Кондитерская «Профитроли» обеспечивает свежей выпечкой и десертами все четыре ресторана, а также работает над развитием нового направления — созданием авторских кондитерских изделий под заказ.

Также нам интересно работать с сезонными продуктами и создавать что-то совершенно новое, например домашний зефир на ягодном пюре или яблочном с добавлением листьев мяты, имбирно-лимонное печенье, авторские торты. Стремимся освоить и тенденцию локал-фуд, раскрывать для гостей полуострова новые вкусы, добавляя в кондитерские изделия лаванду, фейхоа или инжир.
Мы уверены, что не за горами новые проекты. Уже сейчас у нашей команды есть достаточно интересных идей, и мы постараемся воплотить их в ближайшее время.