Пожалуй, кризис повредил сфере общественного питания всего мира больше, чем гостиничной отрасли. Помимо недостатка заемных средств, недоверия участников рынка друг к другу, падения платежеспособности населения, рестораторы столкнулись и с продолжающимся продовольственным кризисом, который привел к значительному удорожанию ряда продуктов и, соответственно, увеличению среднего чека. В связи с этим даже в развитых странах часть посетителей перешла на домашнее питание. Впрочем, кризис не столько создал новые проблемы, сколько сделал более острыми уже существующие.
1 февраля 2009
Кейтеринг: новая точка отсчета
Ольга Самойлова
автор HM
автор HM
Хотя некоторые игроки гостеприимного рынка считают, что кейтеринговые службы на данный момент абсолютно нерентабельны, это не так. Кейтеринг является перспективным сегментом рынка HoReCa, способным развиваться даже в кризисное время. О том, с какими сложностями придется столкнуться компаниям, предлагающим выездное обслуживание, и какие возможности открываются перед ними, мы поговорили с Кириллом Погодиным, независимым консультантом по кейтеринг-сервису, который работает в этом направлении уже более 10 лет.
HM: Кирилл, вы не понаслышке знаете, как обстояли дела у кейтеринговых компаний в 1998-м году. Как развивался бизнес, и как компании справлялись с кризисом?
К. П.:Событийный кейтеринг начал развиваться в самом начале 90-х годов. Сначала довольно спонтанно и с сомнительным уровнем качества. К 98-му году уже определились лидеры рынка и четко обозначились крепко стоящие на ногах компании. Когда случился банковский кризис, платежеспособность населения и компаний, естественно, упала, и многие заняли выжидающую позицию, минимизировали расходы – то же, что и сейчас можно наблюдать. Цены на услуги тогда снизились примерно на 20-25%. Но в те годы клиент был не настолько искушенным – обслуживание пикников с одноразовыми скатертями и пластмассовой посудой зачастую воспринималось совершенно нормально.
Компания, с которой я тогда работал, начала функционировать в июле 98-го. К началу августа она обслужила 3 крупных выездных мероприятия. И тут грянул кризис. Компания с трудом его переживала – спрос буквально исчез. В декабре появились первые новогодние мероприятия, но в штучном количестве. И только к лету, то есть через год, ситуация изменилась к лучшему. Компания в тот момент выбрала стратегию активного вхождения на рынок, привлекая ценой и набором соответствующих услуг. К лету стали предлагать мероприятия на теплоходах – их аренда была довольно скромной. Причем музыкальное сопровождение предлагалось бесплатно, минимальное оформление шариками и цветами фуршетных залов также было бесплатным, меню было недорогим, но с хорошим выходом и наполнением – то есть компания реально занялась завоеванием рынка. Хоть и на сухом пайке, но компания выжила.
Кризис для любой компании является стимулом и побуждает к чему-то
HM: Можно провести параллель между той и сегодняшней ситуациями?
К. П.: В 98-м произошел внутрироссийский банковский кризис, а сейчас – глобальный финансовый. Сегодняшний рынок в корне другой. Во-первых, для московского региона он реально конкурентный. Насыщенными становятся экономичный и средний сегменты, последние два года активно развивается премиальная ниша – тут тоже есть куда еще расти.
Отличия есть, и предсказуемость последствий тоже другая. Сложно сказать, как будет развиваться ситуация, насколько затяжным будет кризис, но можно сказать точно – компаниям придется что-то в своей деятельности менять. Остаться такими, какими они были, шансов не будет. Например, в 98-м единственный настоящий иностранный кейтеринг в Москве, заявил о пересмотре своей ценовой политики. Они остались в премиальном сегменте, но стали более гибкими в работе с клиентами, в своих коммерческих предложениях и так далее. Некоторые компании ушли с рынка, а многие, активно работающие сейчас, появились.
В кризисной ситуации больше всего пострадает, конечно, средний сегмент, а «хлеб» и «бриллианты» будут покупать всегда.
HM: Посоветуйте, как занять наиболее устойчивую позицию на рынке?
К. П.: Кейтеринговые службы свою устойчивость могут обеспечивать с помощью предоставления разных услуг – диверсификации. Вероятно, ряд компаний уйдут с рынка, потому что не смогут выдерживать нагрузки. Скорее всего, это будут компании, которые не диверсифицированы, а также компании, которые недавно на рынке, или, напротив, очень давно – в силу своей закостенелости и неспособности адаптироваться.
HM: Какая организация бизнеса выигрышней в условиях кризиса?
К. П.: Всегда есть две стратегии. Одна – диверсификация, другая – узко профильное развитие. Каждой компании приходится определяться, с какой стратегией она будет жить. Каждый путь несет свои плюсы и минусы, свои возможности. Та компания, которая выбирает узкий профиль, может гораздо больше получить в долгосрочной перспективе – уровень сервиса развивается более качественно, она не отвлекается больше ни на что. Но кризис такая компания может переживать очень болезненно, если не завоюет лидерские позиции.
Компания диверсифицированная идет широким фронтом, она развивает несколько разных услуг, и каждая услуга не развивается так глубоко, как в профильной компании. Но в кризисные моменты это дает больше устойчивости. Это две абсолютно равноправные стратегии не только в кейтеринге, но и в любом бизнесе вообще.
Кризис для любой компании является стимулом и побуждает к чему-то. Поэтому кого-то он побудит диверсифицироваться, а лидерам, которые имеют существенную долю рынка, поможет закрепиться, избавившись от мелких конкурентов.
HM: Рестораны и гостиницы могут открыть для себя новые возможности, предложив кейтеринг как дополнительную услугу?
К. П.: Рестораны и гостиницы, которые традиционно имеют в своей структуре ресторанный комплекс, скорее всего, активизируются в этом ключе. Кейтеринг ведь задуман как предоставление питания там, где нет стационарного пищеблока. В этом смысле гостиницы и рестораны являются косвенными конкурентами, но могут выходить и в реальную конкуренцию, запуская свои выездные службы. Как и в 98-м году, я уверен, какие-то движения здесь будут. Например, тогда был ряд компаний, которые вышли из традиционно ресторанного бизнеса. Они поняли, что нужно развивать новый сектор услуг, потому что свой узкий профиль не дает достаточных средств для существования. Тогда они начали деятельность как выездные службы на базе своих стационаров и благополучно работают до сих пор, пройдя десятилетний испытательный срок. Диверсификация на базе работающего бизнеса требует меньшей крови, чем запуск нового, и становится поддержкой для существующего. Нюанс в том, что в 98-м можно было выходить на рынок, почти ничего не зная о кейтеринге, сегодня же приходится искать эти знания у консультантов.
HM: На чем компании могут экономить?
К. П.: В стабильное время компании необоснованно раздувают бюджеты. Это стандартная тенденция тратить больше, чем надо: на офис, на сотрудников, на оборудование, на склад. При этом компания менее требовательна к эффективности и продуктивности. Как следствие, в кризисный момент, приходится не только сосредоточиться на продажах, но и сокращать раздутые расходы. Избыточные постоянные расходы – это проблема, потому что в кейтеринге ярко выражена сезонность.
В условиях кризиса кейтеринги могут отказаться от услуг рекрутинговых компаний для привлечения временного персонала, развивая собственные базы.
Нужно более взвешенно и трезво подойти к рекламным расходам – отчасти сокращать их, и больше внимания уделить результативности рекламы вообще. Стоит заняться активными продажами – то, чем в благоприятных условиях кейтеринги ленятся заниматься, ведь клиент идет сам.
HM: Что вы можете сказать о потребительских предпочтениях?
К. П.: Для клиента очень важно найти надежного подрядчика, который предоставит качественную услугу, а не кота в мешке. Так как клиент становится более искушенным, опытным и требовательным, он начинает более придирчиво оценивать уровень сервиса, обслуживание персонала, кухню и т. д. В том числе клиент ищет качество и в техническом оснащении – посуда должна быть хорошей, сервировка столов должна быть изящной и так далее. Кризис не снизит эти требования, клиент завтра не будет довольствоваться меньшим качеством. Надежность и качество должны быть во всех составляющих услуги.
HM: Каков прогноз на 2009 год?
К. П.: В Европе было много потрясений в связи с этим кризисом. Для англичан было шоком то, что в банках деньги не находятся в безопасности. Для русского человека это не удивительно, много раз проходили. И в этом смысле у нас способность адаптироваться больше, и сейчас уже наблюдается первая волна реакции: компании пытаются взять паузу, сократить расходы, посмотреть, что будет.
В определенном смысле ситуация 98-го года будет повторена, и первая волна сокращения расходов и снижения спроса сменится адаптацией к новым условиям, спрос начнет подниматься. Потому что люди будут продолжать жить, работать, жениться, проводить корпоративы. Если кризис не будет набирать обороты стремительно, будет происходить адаптация к новым сложившимся условиям и обстоятельствам.
Постепенно будет происходить коррекция долей рынка. На прежние места уже ничего не вернется, но рынок попадет в новую реальность с новыми внешними условиями и необходимостью на них отвечать и им соответствовать, потому что спрос будет определять предложение и рынок услуг кейтеринговых компаний. Московскому рынку есть, куда расти, пример премиального сегмента очень хорошо это подтверждает.
А вот в регионах все по-другому. Там почти отсутствует премиальный сегмент. Рынок кейтеринговых услуг не структурирован, не насыщен, просто непаханое поле. Я не думаю, что в регионах за счет кризиса будет сделан некий качественный рывок. Скорее всего, возникнет некая пауза.
Благодарим за предоставленные фотографии рестораны «Parad catering» и «Фигаро».
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
01.12.2008
Кофе – один из самых популярных напитков. Его пьют дома, в баре, кофейне, ресторане, гостинице и т.д. Кофе помогает пробудиться, взбодриться, утолить жажду, восстановить самочувствие после вчерашней вечеринки, сконцентрироваться во время переговоров, согреться, он отлично подходит к десертам.
4.5 тыс
01.12.2008
Оценка эффективности деятельности ресторана – работы персонала, принятых стандартов, качества обслуживания – задача далеко не простая, и для ее решения необходимо комплексно использовать различные методики исследования. Одной из таких методик является стратегия Mystery Shopping – «Таинственный покупатель». Президент группы компаний «Nextep», одного из лидеров индустрии Mystery Shopping, Оксана Аульченкова рассказала об этой методике и особенностях ее применения в ресторанном бизнесе в рамках лекции в Государственном университете управления.
01.12.2008
HM
В Государственном университете управления прошла лекция генерального директора сети «Кофе Хауз» Владислава Дудакова для слушателей специализации «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии». Сеть «Кофе-Хауз» – одна из крупнейших в России. Сейчас в Москве работают около 220 кофеен. Их также можно увидеть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани и Киеве. Известный ресторатор поделился со слушателями своими знаниями и секретами.
5 тыс