В Москве состоялась премьера испанского винодельческого региона Вальдепеньяс. Несмотря на свою давнюю историю, он известен в нашей стране намного меньше, чем Риоха, Рибера дель Дуэро или Ла Манча. Руководство региона приняло решение расширять линейку производимых вин, повышать их узнаваемость на чрезвычайно конкурентном мировом рынке. Официальная премьера вин в России прошла в кафе Art Clumba в формате ланча с дегустацией.
1 марта 2012
Вино вместо медицинского спирта
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
Судьба Анжелики Субботиной, генерального директора группы компаний «Ле Сомелье», могла сложиться совсем по-иному, если бы она поступила в медицинский вуз. Однако шел 97-й год, перспективы были абсолютно не ясны, необходимых связей не было. В итоге золотая медалистка, сдав экзамен по английскому, поступила в МГИМО на факультет международной информации отделения «Управление туристическим бизнесом». Довольно скоро специалист по организации гостиничных мероприятий встретила любовь всей жизни по имени Вино.
В профессию пришли люди, для которых вино – просто товар. Зато они любят создавать пафосную атмосферу вокруг всего процесса
HM: Когда у вас появился интерес к вину?
А.С.: Из всех гостиниц, которые мне удалось посетить за время учебы, больше всех понравилась «Золотое кольцо» – сюда я пришла на практику на последнем курсе. Работала сначала в отделе маркетинга, а после получения диплома стала заниматься организацией мероприятий. Именно во время этой работы, которая включала и организацию питания, я столкнулась с винной картой. И увидела, что некоторые вина стоят почти как автомобиль. Мне захотелось разобраться, за что люди готовы отдать такие деньги. Сначала самостоятельно пробовала вина, затем в гостиницу пришел Артур Саркисян, который начал организовывать тренинги по винам для персонала.
HM: И в тот момент эта тема вас окончательно поглотила?
А.С.: Организация мероприятий – постоянный цейтнот, отсутствие ощутимого результата от того, что ты проделал – как только мероприятие заканчивается, надо готовиться к следующему. А мне хотелось большей результативности.
Вино – вещь, которую можно попробовать буквально. Тем более, эта тема очень близко связана с функционированием организма – медицина продолжает меня интересовать. Также затрагиваются такие области знаний, как химия, география, физика, история, биология и т.д.
HM: Довольно скоро вы стали руководителем!
А.С.: У меня не было другого выхода! Соучредители «Ле Сомелье» искали человека, который мог бы взять на себя оперативное руководство. Чему-то пришлось учиться в процессе. Начинала с руководства винотекой, затем открылся ресторан «Пино Нуар» – стала шеф-сомелье.
HM: Знание языков пригодилось?
А.С.: В рестораны хорошего уровня не возьмут сомелье, не знающего разговорный английский. Я говорю по-английски и по-испански, причем испанский использую гораздо чаще. Испания – один из моих любимых винодельческих регионов, очень много общаюсь напрямую с виноделами.
HM: Что вам дает общение с профессионалами международного уровня? Кто из них запомнился больше всего?
А.С.: Эти люди обладают несоизмеримо большим опытом, они могут ответить на вопрос, который у вас еще только зарождается. Общаться с такими специалистами – огромное удовольствие. Это, так же как виноделы, особая категория людей. Они ведут очень активный образ жизни, никогда не ленятся, не останавливаются на достигнутом и не стремятся к покою.
Очень запомнился Хосе Пеньин. Он проводил в Москве курс по испанским винам, я переводила. Хосе отличает огромная работоспособность и энергия. В свои 72 года он не выходил, а выпрыгивал из машины.
HM: В каких винодельческих регионах вы побывали? Насколько ценны такие поездки?
А.С.: Это база понимания вина. Посетить винное хозяйство нужно хотя бы один раз любому, кто хочет связать жизнь с этой профессией. Мне легче перечислить те, которые пока не посещала, – хозяйства Германии, Чили, Аргентины, США, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Но в Испании объездила все регионы, много где была во Франции и Италии.
HM: Расскажите о том, что делаете сейчас. Что вызывает вашу особую гордость?
А.С.: Дела идут хорошо. Мы работаем на рынке уже восьмой год – для России это немалый срок.
Я горжусь серьезной подборкой вин по очень хорошим ценам. У нас огромное количество потрясающих и недорогих вин, которые сделаны талантливыми людьми. У них нет возможности вкладываться в рекламу, зато покупатель не переплачивает за марку.
Также горжусь эволюцией вкусов наших гостей – я вижу в этом заслугу всего коллектива. Нам очень многих удалось познакомить с миром вина. Приятно слышать, как они интересуются вопросами, на которые сходу ответит не каждый специалист.
И кстати, я поняла, почему великие вина столько стоят. Помимо их гастрономических достоинств, вкуса, способности к выдержке и прочего, они способны будить в человеке чувства – как произведения искусства. Вино создает определенную атмосферу. Так, есть вина, которые способны погасить праздничное настроение, настроить на философский лад.
HM: Трудно ли понять, чем именно хорошо вино?
А.С.: Существует огромный пласт малоизвестных, нераскрученных вин, соотношение цена-качество которых потрясает. Они сделаны для нормальных людей, не для мегаспециалистов. Оценить разницу в качестве способен любой человек.
HM: Как пересекаются аудитории винотеки и ресторана?
А.С.: Очень многие гости ресторана были и остаются клиентами винотеки. Идея ресторана была в том, чтобы предложить к винам гастрономическое сопровождение, что невозможно сделать в винотеке.
HM: Чем отличаются обязанности сомелье винотеки и сомелье ресторана?
А.С.: В винотеке есть возможность уделить гостю максимум внимания. В ресторане загрузка больше. Если вы не голодны и интересуетесь только вином, приходите в винотеку. Персонал в винотеке должен знать о вине больше, чем сомелье ресторана, ведь даже очень большая винная карта содержит 200–250 наименований, тогда как в винотеке может быть около двух тысяч вин.
Человек, работающий в ресторане, должен быть тонким психологом – нужно учитывать настроение гостя. Это влияет и на общение, и на выбор вина.
HM: Как составляется ассортимент винотеки/карта вин ресторана?
А.С.: Ключевые моменты – постоянный анализ рынка, работа на перспективу. Закладываем в погреб вина, которые еще не достигли оптимального состояния. Ассортимент постоянно обновляем. Некоторые вина пробуем за рубежом, если нравятся, рассказываем о них нашим друзьям в виноторговых компаниях, и через некоторое время они появляются в Москве. Это процесс небыстрый – год в лучшем случае.
HM: Какие вина заказывают чаще всего? Как меняется мода?
А.С.: В России вино гораздо дороже, чем в Европе, поэтому люди не часто готовы на эксперименты. У нас можно попробовать всего по чуть-чуть, и поэтому часто гости выбирают совершенно не то, к чему привыкли. Если 5 лет назад Италия делала 65% продаж, сейчас люди хотят пробовать что-то другое. На рынке пока очень мало вин из Калифорнии и ЮАР. Недооценены австрийские белые вина – это продукты с очень демократичным соотношением цены и качества. Постоянно радует Испания появлением по-настоящему великих вин по адекватным ценам. Конечно, всегда в моде Бордо.
HM: Что вам нравится и не нравится в том, как развивается ресторанный бизнес?
А.С.: Не нравятся коммерческие винные карты. Там практически невозможно найти продукт с хорошим соотношением цена-качество. А нравится то, что существуют заведения с нетривиальным подходом к составлению винных карт. Ценовая политика потихонечку становится более сдержанной, но наценка на вино все равно составляет 300–400%.
Винотека – недооцененный формат. Многие не задумываются, что можно покушать в одном месте, а попить вина в другом. Мешают и пробки, и холода.
HM: Пить вино без еды – правильно?
А.С.: Многие вина настолько сложны и самодостаточны, что сочетать их с едой – только портить.
HM: Какие вина произвели на вас наибольшее впечатление?
А.С.: Мне в основном врезаются в память испанские и бургундские вина. Недавно попробовали с друзьями Bodegas Lan Culman 2001. Риоха, стопроцентный темпранильо – замечательное вино. До сих пор вспоминаем Armand Rousseau Chambertin-Clos-de-Beze 1992 года.
HM: Аппараты Enomatic появляются и в других заведениях. Не опасаетесь конкуренции?
А.С.: «Эноматики» должны использоваться повсеместно, как кофемашины. А конкурентные преимущества – не какое-либо оборудование, а профессионализм персонала и индивидуальный подход к каждому гостю.
HM: Как меняется отношение к девушкам-сомелье?
А.С.: Женщин-сомелье становится больше, чем раньше. Для работодателя важнее обаяние человека, его знания, умение правильно общаться, чем пол. Я могу сказать, что многие конфликтные ситуации лучше удается разрешать девушкам. Очень помогает умение улыбаться, но у русских людей с этим сложно. Мы закрытые, неприветливые, часто напрягаемся при встрече с незнакомым человеком, ждем подвоха. Сомелье должен радоваться гостю, тогда тому передастся позитивное настроение.
Важно умение девушки-сомелье создать комфортную обстановку для женщины-клиента: ей необходимо уделить чуть больше внимания, чем ее спутнику.
HM: Чувствуете ли особое отношение со стороны мужчин?
А.С.: Внимание гостей чувствую, но всегда очень интеллигентное, ненавязчивое.
HM: Удается сочетать работу и личную жизнь? Чему хотелось бы уделять больше внимания?
А.С.: Работа и есть моя личная жизнь! С другой стороны, у меня двое детей, и трудно было бы без помощи родителей. Двум девочкам шести и трех лет нужна масса внимания. Мой рабочий день ненормированный, и первая половина дня обычно посвящена детям.
Больше времени хотелось бы отводить самосовершенствованию, интересно углубиться в почвоведение, например. Хочу поучаствовать в становлении нового российского виноделия. Планирую проводить дегустации, занятия для гостей, причем бесплатно. Я могла бы предоставить площадку, помочь с конструктивной критикой и сравнением с зарубежными образцами.
HM: Что посоветуете начинающему сомелье?
А.С.: Пить вино! Иначе научиться невозможно. И если вино не вызывает искреннего восхищения – лучше поискать себя в чем-то другом. В профессию пришли люди, для которых вино – просто товар. Зато они любят создавать пафосную атмосферу вокруг всего процесса. Гостю некомфортно общаться с ними, он чувствует, что должен разбираться в вине. На самом деле, это обязанность сотрудника ресторана! Любой гость, даже пришедший в джинсах и майке, не должен чувствовать себя неуютно.
И еще: профессию нельзя идеализировать. Вино – акцизный товар, с ним связано огромное количество нарушений. Чтобы выжить, нужно уметь быть жестким и безжалостным, понимать все процессы отрасли.
HM: Ваши планы на будущее?
А.С.: Получить международный диплом Wine and Spirits Educational Trust в Австрии. Хотя планов работы за границей у меня пока нет, мне нравится Россия. Планируем открыть ресторан-винотеку, там будут, в том числе, российские вина. Основная проблема – помещение.
Идей огромное количество!
HM: Какой тост вы бы произнесли, поздравляя женщин 8-го марта?
А.С.: Хочу пожелать всегда хорошего, искрящегося настроения. Улыбка делает нас не только красивыми, но и здоровыми. Понимайте себя, любите, жалейте!
Читать далее в рубрике «Виноделие»
01.12.2011
В рамках фестиваля Buona Italia на Московской международной выставке «Вино» состоялся мастер-класс «Идеальная пара», посвященный сочетаемости классических итальянских десертов и вин. Шеф-кондитер ресторана Giardino Italiano Энцо Мантиа приготовил для гостей выставки традиционные сицилийские десерты, а ведущий преподаватель школы вин «Энотрия» Вероника Денисова предложила наиболее удачные вина к каждому десерту.
4 тыс
01.12.2011
Вода – неотъемлемый элемент любой трапезы. Памятное всем школьное определение гласит, что вода – жидкость без вкуса, цвета и запаха. Но в жизни с «мертвой» дистиллированной водой мы практически не сталкиваемся. Воде, которую мы пьем, присущи и вкус, и запах, и цвет. О том, какая бывает вода и как она сочетается с различными винами рассказал Дмитрий Ковалев, преподаватель школы «Энотрия», в рамках Московской международной выставки «Вино», которая прошла с 27 по 28 октября в Lotte Hotel.
01.11.2011
На территории современной Австрии виноград культивировали в течение многих веков. Винодельческая история этой страны, как и любой другой, не была простой. В XX веке многолетние традиции производства вина были во многом забыты, началась массовая индустриализация винного производства, погоня за количеством продукции. Однако в наше время австрийское вино совсем не то, что было четверть века назад.