1 апреля 2012
Итоги года: индикатор перспектив
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Международные консалтинговые компании подвели итоги года на гостиничном рынке. Так, Россия достигла одного из наивысших показателей в Европе: объем инвестиций увеличился почти в 7 раз. Однако исследования свидетельствуют, что куда больший интерес отельеров вызывает другой регион – в Баку наблюдается настоящий строительный бум. Собрав оценки экспертов, HM представляет наиболее интересные факты и прогнозы на будущее.
загрузка московских гостиниц верхнего ценового диапазона к концу прошлого года достигла исторического максимума
За ценой не постоим
В 2011 году цены на гостиничные услуги продемонстрировали положительную динамику. По данным исследования Hotel Price Index (HPI), основанного на бронированиях, совершенных через Hotels.com по всему миру, в прошлом году развитие рынка делового туризма подняло среднюю общемировую стоимость номера на 4%.
«Гостиничный сектор – это хороший барометр для оценки мировой экономики в целом. Вследствие увеличения спроса на гостиничные номера цены повышаются, а это признак роста деловых и потребительских расходов, – отмечает президент Hotels.com Дэвид Рош. – Различные происшествия на местном уровне, такие как политическая нестабильность, стихийные бедствия, колебания валютных курсов, оказывают существенное влияние на ценообразование, но тенденция устойчивого восстановления существует, рынок растет».
Действительно, природные явления и политические события сказались на гостиничном рынке. «Арабская весна» и война в Ливии повлияли на цены на Ближнем Востоке и в Северной Африке: они существенно снизились в Египте, Тунисе и Катаре. Например, в Шарм-эль-Шейхе туристы могли рассчитывать на цены до 30% ниже, чем в 2010 году.
Средняя стоимость гостиничных номеров снизилась и в Азии. Это произошло в основном из-за разрушительных природных катастроф, затронувших два популярных направления этого региона. Землетрясение в Японии в марте 2011 года также повлияло на сокращение спроса и уровня цен, а сильнейшее за последние 60 лет наводнение в Таиланде спровоцировало уменьшение туристического потока с июля и понижение цен отельерами.
Продолжающийся долговой кризис в еврозоне и падение курса евро существенно повлияли на гостиничный рынок некоторых стран Европы. Греческие отельеры корректировали свои цены для того, чтобы повысить спрос.
В ряде популярных курортных зон Италии и Испании стоимость гостиничных номеров, напротив, существенно возросла: рост цен на Ибице составил до 40%. В Ирландии цены на гостиничные услуги возросли после визита королевы Елизаветы и президента США Барака Обамы – это отразилось на привлекательности страны.
Большое значение имеет стабильность национальной валюты. Так, относительное постоянство курса бразильского реала весной 2011 года позволила жителям этой страны чаще ездить в США. Но после того как летом валюта упала более, чем на 20%, бразильцы перестали активно выезжать за границу, тем самым повышая спрос и стоимость гостиничных номеров внутри страны. А снижение стоимости индийской рупии по отношению к большинству основных валют позволило большинству международных путешественников сэкономить на поездках в такие города, как Нью-Дели и Мумбаи.
В свою очередь, Россия заняла заключительную позицию в списке Топ-10 стран, где средняя цена на проживание в отелях снизилась. По данным HPI, в 2011 году путешествующим по России приходилось отдавать на 6% меньше, чем в 2010-м, т.е. в среднем 4682 рубля за ночь в гостинице. Аналогичный показатель в Санкт-Петербурге претерпел куда более значительные изменения: цены сократились на 12% – до 3775 рублей в среднем. Причиной этому стало открытие ряда новых отелей, что существенно увеличило предложение.
Однако в Москве цены продолжали расти: зафиксировано увеличение цен на 3%, что отчасти спровоцировано проведением международных мероприятий, привлекших туристов со всего мира, например, таких, как чемпионат мира по фигурному катанию. Гости столицы были вынуждены платить в среднем 6081 рубль за номер в гостинице, что в очередной раз подтвердило, что Москва – один из самых дорогих городов мира.
Аналитические отчеты Cushman & Wakefield свидетельствуют, что загрузка московских гостиниц верхнего ценового диапазона к концу прошлого года достигла исторического максимума (82%). Это значит, что скоро может возникнуть острый дефицит номеров (по данным компании HVS, на сегодняшний день в столице общий номерной фонд не превышает 30000, что в разы меньше, чем в таких крупных городах, как Париж, Сингапур или Нью-Йорк). И недавно введенные в эксплуатацию Azimut Hotels (144 номера), Intercontinental Moscow Tverskaya (205 номеров), Mercure Arbat (103 номера) и Courtyard Paveletskaya (170 номеров) ситуацию не исправляют. «Номерной фонд международного класса Москвы едва превышает 9000 номеров, что составляет около 10% от аналогичного показателя в Лондоне, поэтому есть большие возможности для дальнейшего роста, – заявляет Анжела Брав, исполнительный директор InterContinental Hotels Group по Европе.
Большая стройка
Зафиксированное увеличение объема инвестиций в российские отели (почти в 7 раз по сравнению с показателем предыдущего года) достигнуто, в основном, за счет крупнейшей сделки по продаже гостиницы Ritz-Carlton Moscow. Знаковой стала и продажа на аукционе столичной гостиницы «Националь». Алексей Слесарь, исполнительный вице-президент, глава инвестиционного направления Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ, предполагает, что в 2012 году объем транзакций на российском гостиничном рынке в России как минимум сохранится на уровне прошлого года или даже превзойдет его. Известно, что в нынешнем году инвесторам будет предложен ряд знаковых гостиничных объектов – как в Москве, так и в регионах.
В ближайшие годы ожидается появление множества гостиничных проектов – операторы откликаются на дефицит номеров и возможности для роста.
На рынок Москвы и Санкт-Петербурга выходят сразу два новых премиальных бренда, свидетельствующих, что верхний сегмент еще не достиг насыщения. В этом году в Санкт-Петербурге открывается бутик-отель Indigo Hotels (оператор InterContinental Hotels Group), в следующем – в Москве начнется реконструкция «Пекина», после которой отель перейдет в управление Fairmont Hotels & Resorts.
InterContinental Hotels Group, под управлением которой находится 16 отелей в России и СНГ, объявила о своем намерении довести количество объектов до 100 к 2020 году. Уже в 2014 году ожидается появление в столице отеля Holiday Inn на более 1000 номеров, над строительством которого работают IHG и российский девелопер Crocus Group.
О намерении выйти на российский рынок заявила и сеть бутик-отелей Oetker Collection, которой принадлежит знаменитый парижский отель Le Bristol у Елисейского дворца.
Продолжается освоение зоны аэропортов. Год назад был открыт гостиничный комплекс вблизи Домодедово под брендом Ramada, а на начало 2013 года заявлен отель DoubleTree by Hilton Moscow Vnukovo Airport.
Развивается и региональный гостиничный сектор. Группа Accor запускает целую серию отелей Mercure – в Липецке, Кемерово, Сочи, Тюмени и других городах.
Несколько месяцев назад в Сочи распахнул двери первый российский отель гостиничной сети Golden Tulip Hospitality Group – «Tulip Inn Роза Хутор», на подходе – еще два. Курортный отель сети появится и в Калининградской области (январь 2013 г.), а позже планируется ввести в эксплуатацию городскую гостиницу в Северной столице.Hilton Worldwide сообщила о подписании договоров на управление гостиницами в Казани и Волгограде.
Гостиничная группа Marriott Hotels & Resorts, открывшая недавно Courtyard by Marriott в Иркутске, наметила на конец 2014-го запуск своего первого отеля в Красноярске.
The Carlson Rezidor Hotel Group запустила в этом году три отеля в Сочи, а теперь планирует реализовать гостиничные проекты в Приволжском федеральном округе и Западной Сибири – анонсированы отели Park Inn by Radisson в Ярославле, Воронеже, Волгограде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске и Новосибирске.
Во Владивостоке в самое ближайшее время ожидается открытие двух отелей Hyatt.
Строительство новых отелей не меняет сложившуюся ситуацию: российский платежеспособный гость предпочитает проводить отпуск за рубежом. Отечественная туриндустрия пока не в состоянии представить продукт, способный возродить традиции отдыха в своей стране.
Молодой да ранний
Говоря о перспективных регионах, эксперты отмечают огромный потенциал Центральной Азии, гостиничный сегмент которой только начинает формироваться. При этом все крупнейшие международные гостиничные операторы уже присутствуют на этом рынке. Объем предложения современного стандарта составляет около 8 тыс. номеров, еще 9 тыс. находятся на разных стадиях девелопмента. Эти цифры представила на профессиональной конференции Central Asia & Turkey Hotel Investment Conference (CATHIC) компания Jones Lang LaSalle Hotels.
Общим для всех экономик региона, к которому обычно относят южные республики бывшего СССР (Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан), является ориентированность на добычу природных ресурсов, преимущественно нефти и газа. Еще одной особенностью является слабая зависимость от глобальных экономических тенденций. По этой причине практически все страны, за исключением Азербайджана и Казахстана, без особых сложностей пережили кризис 2008 года.
«Рынок Центральной Азии очень молод, и здесь еще нет ни одного местного профессионального сетевого оператора – большинство качественных отелей находится под управлением известных гостиничных сетей. В регион вышли все крупнейшие международные операторы, выведя свои ключевые люксовые бренды, – даже те, которые еще не имеют действующих объектов в России. Как правило, отели высокого уровня сконцентрированы в столицах, центрах игорной активности (Батуми, Грузия) или в регионах добычи полезных ископаемых (например, Актау и Атырау в Казахстане)», – рассказывает Марина Усенко, исполнительный вице-президент и руководитель Jones Lang LaSalle Hotels в России и СНГ. Так, в Алматы и Астане работают гостиницы Rixos, в Баку и Алматы в ближайшее время откроются отели JW by Marriott. Также в Баку в 2012 году должны появиться гостиницы сетей Four Seasons, Jumeirah и Fairmont.
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.03.2012
НМ
Генеральный управляющий Park Inn by Radisson Прибалтийская, крупнейшего конференц-отеля в Санкт-Петербурге, принимая на себя руководство отелем, ставила перед собой задачу развития команды.
01.03.2012
Елена Кухта, одна из первых женщин-управленцев, возглавивших отель международной сети, имеет 17-летний опыт работы в индустрии гостеприимства. Она пришла в The Renaissance Moscow на должность вечернего координатора службы гостиничного хозяйства, а в прошлом году стала генеральным менеджером нового отеля Courtyard by Marriott Moscow Paveletskaya. По карьерной лестнице ее двигали любознательность и умение блестяще справляться с трудностями.
01.02.2012
Российская девелоперская компания «Галс-Девелопмент» и американский гостиничный оператор Fairmont Hotels & Resorts подписали меморандум о совместном проекте реставрации гостиницы «Пекин». После обновления сталинская высотка будет отдана в управление международной компании FRHI Holding Limited, в сеть которой входит более сотни отелей под брендами Fairmont, Raffles и Swissotel.