В кофейнях быстрого обслуживания вроде Starbucks, Costa Coffee, McCafe, Cofix и DoubleB за первые четыре месяца 2017 года трафик вырос на 23 % по сравнению с январем–апрелем 2016 года. Компания NPD относит эти кофейни к моноконцепциям, поскольку упор делается именно на кофе, а выпечка, сэндвичи и десерты являются сопутствующими позициями. Обслуживание в таких кофейнях происходит через прилавок.
Классические кофейни полного цикла вроде «Шоколадницы» и «Кофе Хауз», наоборот, сдают позиции. За первые четыре месяца 2017 года трафик в этих кофейнях сократился на 11 %. В таких заведениях гостей, как правило, обслуживает официант, меню включает завтраки, полдники и ужины, а на обед предлагаются горячие блюда и супы.
«Кофейни-моноконцепции — это модный тренд, они развиваются в крупных городах, где идея чашки кофе на бегу очень востребована из-за высоких темпов жизни, при этом средний чек в них на 30 % ниже, чем в кофейнях полного цикла, и составляет 267 рублей. Примерно столько же люди тратят в заведениях фастфуда, и это на сегодняшний день психологически приемлемая цена, которую люди готовы платить за еду, приготовленную вне дома», — поясняет генеральный директор NPD Россия Мария Ванифатова.
Важный драйвер роста кофеен-моноконцепций — кофе навынос, ради которого, по данным NPD, перешагивают порог кофейни в 45 % случаях (против 21 % в классических кофейнях). И хотя кофе с собой предлагают все кофейни, именно в моноконцепциях удобнее делать заказ и выше скорость обслуживания. Кроме того, для завсегдатаев кофеен-моноконцепций очень важен фактор качества кофе: этот показатель выделяют 40 % респондентов, а в традиционных кофейнях на качество кофе обращают внимание лишь 30 % гостей.
Два формата кофеен существенно отличаются друг от друга и аудиторией. Моноконцепции нравятся молодежи (доля гостей 16–34 лет в таких кофейнях составляет 61 % трафика против 38 % в кофейнях полного цикла), тогда как кофейни с обслуживанием официантами привлекают людей 35–59 лет. По словам Марии Ванифатовой, в кофейни полного цикла люди идут ради общения и удовольствия, тогда как моноконцепции в первую очередь привлекают удобством.