Российские вина пока не очень хорошо известны в Европе: это рынок с высокой конкуренцией со стороны ведущих стран — производителей вина: Франции, Италии, Испании и других. На данный момент многие российские производители вина ориентируются скорее на страны бывшего Советского Союза, Китай. Небольшие объемы идут также в США, Израиль, Германию, Египет.
У производителей Крыма ситуация немного сложнее: в силу понятных причин мы практически не можем рассматривать Европу в качестве потенциального рынка сбыта. Но сейчас это и не является нашей ключевой задачей. Россия — огромный рынок, где российские вина пока так же, как ни странно, не очень хорошо знакомы потребителю. Поэтому наша первоочередная задача — развитие бренда российского вина внутри страны.
Государство очень активно поддерживает отечественное виноделие в последние годы. Есть существенные сдвиги, и мы чувствуем эту помощь. Однако, отрасль, по сути, только начинает развиваться после долгого периода застоя, поэтому есть сложности и нерешенные вопросы, где крайне важно участие государства. Я отмечу несколько таких пунктов, но на самом деле их намного больше.
Во-первых, это жесткое регулирование отрасли. Культура производства и потребление вина и так не слишком сильно развиты в России по сравнению с крепкими спиртными напитками, но при этом у нас отсутствуют серьезные инструменты ее продвижения. Поэтому на полке вино часто проигрывает пиву и крепким спиртным напиткам по стоимости, узнаваемости и другим факторам.
Во-вторых, отсутствие субсидирования — на данный момент виноделы могут получить лишь компенсации за уже вложенные собственные или кредитные средства. При этом взять кредит можно только под залог, и тут виноделы сталкиваются с препятствием: остается неурегулированный вопрос о собственности на землю, и пока этот вопрос не решен, винодел не может взять кредит в банке, не может посадить виноград, и, соответственно, получить компенсацию от государства. Хотелось бы развернуть компенсацию в субсидию или же решить вопрос по земле как можно быстрее.
В-третьих — необоснованно высокая наценка торговых сетей, которые лишают конкурентоспособности качественные российские вина. Только сбалансированная ценовая политика и ограничение наценок ретейла на законодательном уровне помогут поднять конкурентоспособность качественных российских вин и привлечь покупателя.
В-четвертых — низкий статус, престиж рабочих профессий. Сегодня молодые специалисты независимо от уровня оплаты предпочитают работать в офисах, магазинах — только не на производстве и не на земле.
Читайте также: итоги конкурса вин IV Черноморского форума виноделия