«МедиаБармен»: об онлайн-конкурсе для молодых барменов

Координатор ежегодного конкурса «МедиаБармен» Василий Захаров рассказал о необычном формате соревнования и критериях оценки участников.

Как возникла идея онлайн-конкурса? На какую аудиторию он рассчитан?
Для нас, создателей нескольких околобарных проектов (съемки коктейльных роликов, паблики в соцсетях и пр.) идея витала в воздухе последние пару лет. С одной стороны, мы хотели уйти от конкурсов-репостов (забегая вперед — не ушли, просто оставили это в другой нише), с другой — еще на заре всех этих SMM-проектов мы проводили конкурсы на лучшие коктейли от подписчиков. Хотелось поднять уровень таких соревнований.
Так появился «МедиаБармен», рассчитанный на молодежь, которая осознанно подходит к выбору профессии бармена как постоянной и серьезной работы. Учитывая наш совокупный опыт как в баре, так и в ивент-индустрии и маркетинге, мы сразу решили делать конкурс ежегодным и, если получится, — крупнейшим с своей сфере. Пока, как нам кажется, это получается.
Расскажите о порядке проведения конкурса и подаче заявок.
Мы анонсируем конкурс с 1 августа и обязуемся выдать призы до Нового года. При этом первые два месяца нельзя подать заявку — агитация только информационная. Мы объясняем правила, показываем коктейли прошлых лет, даже разрабатываем отдельные электронные книги с лучшими напитками 2016 года.
И специально начинаем в августе, чтобы захватить и летние ингредиенты и, позже, в сентябре и октябре — осенний урожай: потому что многие сейчас делают коктейли на основе домашних настоек и региональных ингредиентов, и все это должно найти отражение в конкурсных заявках.
Весь октябрь мы будем принимать заявки, а в ноябре — их обработаем, отсортируем, выберем 5 лучших коктейлей в каждой номинации и предоставим шорт-лист жюри, чтобы профи не тратили время на отбор зерен от плевел.
«Легенда», коктейль финалистки прошлогоднего конкурса Ксении Тимиряевой
Одно из условий — конкурсант не должен иметь опыта участия в профессиональных барменских офлайн-конкурсах. Не слишком ли строгое ограничение — многие могут предпочесть засветиться, пусть и не победить, на одном из известных соревнований?
Наша аудитория — молодые бармены, причем «молодые» здесь значит «без опыта участия в профессиональных конкурсах». Мы хотели дать шанс тем, кто только пробует себя в барных конкурсах, потому что иначе борьба была бы неравной — придут профи и просто (в буквальном смысле) займут все первые места.
Посмотрите на самых титулованных наших барменов — да там же условная дюжина людей оккупирует верхние строчки всех возможных состязаний! Поэтому если человек добрался до финала какого-либо профессионального состязания — он уже на голову выше всех наших претендентов, и борьба становится не то чтобы менее честной, но уж точно не такой увлекательной; она более предсказуема. На мой взгляд, профи знают, как выигрывать конкурсы, а мы в первую очередь ориентируемся на тех, кто только выходит на эту арену.
Сталкиваетесь с непониманием в барменском сообществе — непривычный формат, нет возможности оценить коммуникативные навыки бармена и ловкость рук, отсутствие шоу?
Такая проблема есть и, честно говоря, я искренне не понимаю, почему это кого-то волнует. А волнует это в первую очередь наших партнеров и спонсоров, которых мы с этого года ищем («МедиаБармен-2016 прошел исключительно за наш счет).
Ведь даже если брать как пример соревнования мирового уровня, 95 % состязания происходит исключительно в сети: анонсы, публикации интервью и советов участникам, афиши — все распространяется в социальных сетях и на профильных порталах. Только финал, на который участников отбирают, как мы понимаем, онлайн и заочно, проходит вживую. И длится это порой всего пару часов! Дальнейшая активность снова уходит в сеть.
SmokyMargaret, конкурсная работа победителя конкурса «МедиаБармен-2016» Александра Леганцева
Ну а у нас (возможно, пока) все происходит онлайн. Проблема, как мне кажется, более чем надумана. Тем более что у нас весьма солидный охват упоминаний, учитывая новизну проекта и его «непрофессиональность».
Не соглашусь с вами и про отсутствие возможности оценить коммуникативные и профессиональные навыки бармена — я никогда не поверю, что человек, приславший качественную, хорошо оформленную заявку, не в состоянии нормально приготовить коктейль. Да и видеономинация «24 кадра» отражает мастерство бармена и постановку шоу.
Какие навыки позволяют прокачать конкурс, в отличие от традиционных очных барменских соревнований?
Нам как команде организаторов в какой-то степени повезло: c нами работают очень разносторонние люди и, что важно, половина из них — даже не бармены.
Я сам, хоть и много лет отработал за стойкой, ни разу не участвовал в профессиональных состязаниях, зато имею более чем 10-летний опыт в области пиара. Оля Шипицина, отвечающая за работу с нашими партнерами, — отличный маркетолог, Наталья Иванова прекрасно пишет, Роман Глечиков разбирается в барном менеджменте. Конечно, есть и хорошие бармены, которые в свободное от работы время переводят и пишут статьи: Алексей Лаптев, Роман Андреевич… В общем, команда сильная не только в области бара, но и в пиаре и маркетинге. Для онлайн-конкурса это огромный плюс.
Что касается участников, тут принципиальных различий я не вижу, за исключением того, что нужно хорошо оформить заявку — текст, фото, видео: это важно и это надо сделать хорошо. В текущем году мы уделим оформлению заявки еще больше внимания и посвятим цикл статьей тому, как сделать это красиво и правильно.
First Blood, коктейль финалиста «МедиаБармена-2016» Олега Ханпиры
В 2016-м «МедиаБармен» прошел впервые. Были трудности с организацией конкурса?
Мы, конечно, побаивались провала, но взялись за дело по-взрослому, тратили на это много времени и, учитывая наш командный опыт в SMM, пиаре и маркетинге, сделали, как мне показалось, почти все хорошо — для первого раза, конечно, и для своего уровня.
Основная сложность — грамотное распределение основных ресурсов: времени и денег; у нас были проблемы и с тем, и с другим. Однако нам удалось заманить в жюри очень уважаемых в этой сфере людей, таких как Вячеслав Ланкин и Евгений Нерубенко, за что я им еще раз очень и очень благодарен! Думаю, они сыграли не последнюю роль в том, что нам не стыдно делать «МедиаБармен» второй раз подряд.
Кстати, насчет жюри — состав у нас звездный и в этом году:
• Сергей Омельяненко, бренд-амбассадор Jameson, лучший бренд-амбассадор России 2016 года по версии премии Barproof;
• Елизавета Юфрякова (Евдокимова), лучший бармен мира по версии BLCC в 2013 году (первая русская и первая девушка, получившая этот титул);
• Иван Шушканов, директор по организационному развитию сети баров Cuba Libre.
Коктейль Merry Passion Christmas, конкурсная работа Антона Нечаева
Изменится ли что-то в этом году — критерии отбора участников, номинации, условия конкурса, параметры оценки, призы?
В этом году мы предлагаем принять участие в конкурсе всем гражданам СНГ, включая вышедших из него Украину и Грузию. Нам кажется, что в странах бывшего СССР есть толковые ребята, но очень мало подобного рода активностей, что мы и хотим исправить. Также мы отказались от верхней возрастной границы, справедливо считая, что дорасти до конкурсов бармен может и в 35. И у нас много таких примеров.
Еще мы добавили пивную номинацию, потому что уверены, что маленькая крафтовая революция, которую мы сейчас наблюдаем, рано или поздно доберется и до баров с коктейлями. Речь не о скучных евролагерах — сейчас можно пить удивительные малиновые пивные сауэры или облепиховые эли! Пустить интересный стаут на коктейльный эксперимент — благородное дело, и мы хотим дать участникам высказаться и в этом ключе. Вместе с ребятами из крафтовой пивоварни Gletcher готовим спецпроекты: расскажем о пивных сочетаниях, покажем производство изнутри, устроим что-то вроде мастер-классов наподобие тех, что проводят крупные бренды в период анонсирования своих конкурсов. Думаю, должно быть интересно.
Василий Захаров
А вот сами правила остались неизменными: участник должен придумать коктейль объемом не менее 60 мл с использованием не более 7 ингредиентов не считая льда, но включая компоненты для приготовления заготовок, украшения и даже капли, при этом домашний, редкий или региональный продукт может быть всего один. Формат подачи заявки — три фотографии и текстовое описание или видео — остается на усмотрение участников и распределяет их по номинациям:
• «24 кадра» (видеозаявка);
• «Главный кадр» (текстовая номинация с фотографиями коктейля);
• «Хмель и солод» (номинация для коктейлей на основе пива и пивных напитков или с их использованием).
Критерии оценок мы не меняли с прошлого года. Заявки оцениваются по пяти параметрам: креативность и выразительность, проработанность и гармоничность, уникальность и инновационность, органолептические свойства коктейля.
Призовой фонд традиционно не раскрываем с самого начала, потому что не хотим, чтобы главным стимулом был материальный. Намекаем лишь, что это будут дорогие и стильные наборы барного инвентаря от магазинчика Custom Bar. Оглашение призового фонда оставляем на потом — но краснеть за него нам точно не придется.
Получить подробную информацию о конкурсе и подать заявку можно на официальной странице конкурса. Организаторы ответят на любые вопросы по адресу mediabarmen@gmail.com.

Автор напитка — шеф-бармен гастробара «Никуда не едем» Илья Медведев.
Илья начал работать в 2015 году с Александром Каном в рестобаре «Прожектор». Через полтора года стал старшим барменом, а еще через полгода перешел в «Никуда не едем». Спустя два месяца занял должность бар-менеджера. С декабря 2019 года отвечает за барное направление проекта LureMe.