Влияние мог оказать и психологический эффект: россияне устали экономить и решили начать снова ходить в рестораны
Традиционно оборот заведений общественного питания в июне падает по сравнению с предыдущими месяцами, потому что начинается сезон дач и отпусков, говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Но в этом году начало лета было аномально холодным для Москвы и многих регионов, поэтому россияне проводили время не в парках, а кафе и ресторанах, рассуждает руководитель «Рестконсалта» Сергей Миронов.
С начала года по сети «Шоколадница» рост оборота был незначительным или совсем отсутствовал, говорит руководитель департамента маркетинга «Шоколадницы» Мария Власенко. Но с мая начался заметный рост, и в мае–июле оборот сети рос быстрее рынка. По ее словам, повлияло прохладное лето, оживление экономики и прошедший в России Кубок конфедераций. «Арена фудс кейтеринг», входящая в группу компаний «Шоколадница», обслуживала все стадионы этого мероприятия, объясняет Власенко.
Однако прохладное начало лета принесло многим заведениям проблемы. «Мы рассчитывали на летние веранды, а они не работали», — сетует ресторатор и владелец Novikov Group Аркадий Новиков. По плану летние веранды должны были работать как минимум 10 дней из 30 за месяц, а в мае–июне они были открыты буквально несколько дней, добавляет совладелец ресторанов «Торро гриль» и Boston Seafood & Bar Кирилл Мартыненко. Но веранды есть примерно у 10 % заведений, поэтому на рынок по России они существенно не влияют.
Сеть пиццерий «Папа Джонс» заметила рост выручки в июне, но он замедлился с середины июля из-за массовых отпусков, отмечает исполнительный директор сети «Папа Джонс» в России Михаил Кольцов.
На увеличение оборота ресторанов и кафе в июне могло повлиять открытие новых заведений, предполагает Мартыненко. Обычно в году есть несколько пиков открытий заведений общепита — как правило, это весна и осень. Некоторые рестораторы считают, что лучше открывать заведения весной или летом, чтобы подготовиться к высокому ресторанному сезону — осени, поясняет он.
Во втором квартале 2017 года число новых заведений общепита в центре Москвы выросло как минимум на 10 % по сравнению с январем–мартом 2017 года, говорит директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева.
Вряд ли рынок общественного питания в России начал полноценно расти, скорее он стабилизировался, потому что россияне привыкли к доходам, говорит Бухаров. По его словам, лучше всего посещаемость у ресторанов изысканной кухни и фастфуда, средний сегмент стагнирует.