Дорога в удовольствие: о концепции сети Mgrillcafe
Сергей Семенов, управляющий директор придорожных кафе Mgrillcafe, рассказал о специфике работы, меню и развитии сети.
Недавно холдинг RBE Group (среди сфер деятельности производство продуктов питания, индустриальное питание, стюард-сервис, кейтеринг, клининг, инженерная эксплуатация и энергосервис) объявил о приобретении у ГК «Шоколадница» прав на бренд и концепцию сети питания Mgrillcafe и Mcafe.
На многих трассах работают столовые и шашлычные, на заправках открыты кафе, в которых можно купить кофе, выпечку и прочее. Как вы оцениваете конкуренцию в сегменте придорожных кафе?
Главное конкурентное преимущество сети Mgrillcafe — безопасность и уверенность посетителей в качестве продукции. Сравнивать Mgrillcafe с существующими заведениями на трассах не имеет смысла, в большинстве своем это одиночные кафе, со своим сервисом и стандартом качества, мы же развиваем сетевой сервис, и стандарты качества соответствующие.
Cергей Семенов окончил Московский государственный университет леса по специальности «Инженер лесного и лесопаркового хозяйства». Имеет степень МВА по направлению «Стратегический менеджмент и корпоративные финансы»
В кафе при АЗС продается ограниченный ассортимент питания, хиты продаж — хот-доги и выпечка; целевое направление — быстрая (импульсная) покупка, ведь потребитель в первую очередь приезжает заправить автомобиль. Да, мы отмечаем, что основные ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании, — Прим. ред.) при этом развивают свои собственные кафе, но считаем, что конкуренция делает продукт качественнее. К тому же у нас разные аудитории; таким образом, емкость рынка позволяет работать каждому бренду со своим клиентом.
Какова специфика работы придорожных кафе? Невысокий средний чек (300-350 рублей) — один из отличительных признаков придорожных кафе? Готовы ли посетители ждать приготовления блюд, как в обычном ресторане?
Если мы говорим о создании федеральной сети с четко прописанными стандартами, то основная сложность — «переучивать» персонал соблюдать наши требования к уровню сервиса и приготовления пищи.
Менталитет и уклад жизни людей за 500 км от Москвы отличается от столичного: их жизнь более размеренная, они выбирают стабильность и то, к чему привыкли. «Вылепить» из них активного, клиентоориентированного сотрудника не так просто. Те самые столовые и шашлычные во многом испортили и ожидание персонала от работы в кафе на трассе, там работали по иным стандартам с ориентированностью только на коммерцию. Мы заботимся не только о безопасности питания, но и о безопасности своих сотрудников.
Если говорить про средний чек, то по привычке люди берут с собой в дорогу бутерброды, суп в термосе для детей. Наши посетители зачастую покупают кофе и едят то, что взяли из дома. Ситуация постепенно меняется — те, кто постоянно ездят по платной трассе М11 и заезжают в Mcafe в районе Вышнего Волочка, уже не в первый раз покупают полный обед или завтрак.
Два действующих заведения Mcafe расположены в Тверской области по обе стороны платного участка трассы М11. Третий Mgrillcafe планируется открыть в сентябре на трассе М4 «Дон»
В сентябре откроется первый Mgrillcafe на трассе М4 «Дон», площадью 460 кв. м. В нем предусмотрены станции фри-фло, где будут готовиться блюда. Действительно, ждать долго никто не намерен. В наших заведениях исключение составят блюда от бренд-шефа Данила Шишигина: пиццу из дровяной печи, свежую пасту, еду с открытого мангала придется подождать 5–7 минут.
Мы ориентируемся в первую очередь на путешествующих с детьми. Поэтому время, которое семья проводит внутри заведения или на летней веранде, зависит от нескольких факторов: всем нужно размяться, отдохнуть, поесть, попить, посетить туалет; на это уходит от получаса до часа. Исследования показывают, что наша целевая аудитория готова к такому времени, но основной фактор всегда — время, проведенное в пути.
Как устроены кафе?
Концепция включает два формата заведений.
В кафе обоих форматов — удобная парковка для легкового, грузового и пассажирского транспорта, а также все необходимое для людей с ограниченными возможностями — от пандуса до туалетной комнаты.
Кто разработал меню для кафе? Многие придорожные кафе предлагают небольшой ассортимент – пончики или сэндвичи, например. Почему вы пошли по другому пути?
В проработку блюд вовлечена вся команда кафе; иногда приглашаем людей, которые часто ездят по дорогам. Разработкой меню, а также отбором поставщиков и обучением персонала кухни занимается бренд-шеф сети Данил Шишигин и операционный директор Владлен Старр. У Данила большой опыт работы в ресторанах Москвы с лучшим поварами-экспатами.
Мы уверены, что полноценное, а главное качественное питание на трассах необходимо и будет пользоваться спросом. Нельзя проехать 1 000 км на домашних бутербродах и накормить ими всю семью. Проблема лишь в том, что люди опасаются есть во многих существующих заведениях, где можно отравиться и поездка будет испорчена. Мы предлагаем не только широкое меню, но и дополнительные сервисы (такие как душ, wi-fi, пеленальная комната — и все это бесплатно), чтобы путешествие было еще приятнее.
Большинство блюд будут привозить в виде полуфабрикатов или же готовить на кухне?
Супы, ингредиенты для сандвичей и полуфабрикаты для вторых блюд готовятся на фабрике-кухне «Единой сети питания» (входит в холдинг RBE) и только доготавливаются на кухне ресторана. Так мы контролируем единое качество готового продукта независимо от месторасположения кафе и профессионализма сотрудников — им нужно лишь выполнять стандартизированные процедуры.
Партнерами проекта выступают «УК Автодор», «Лукойл» и «Газпром нефть» — новые кафе будут открываться не в отдельно стоящих зданиях, как первые, а в зданиях автозаправок?
«УК Автодор» управляет платными трассами, поэтому сотрудничество с дорожной компанией происходит в рамках развития инфраструктуры трассы.
Сотрудничество с сетями автозаправок мы планируем в рамках развития федеральной программы «Многофункциональная зона», которая включает множество сервисов, в том числе кемпинг-зоны. В планах и развитие электрозарядок — первая будет построена к марту 2018 года под Тулой. На ней будет все необходимое для путешествующих на автомобилях и автодомах — возможность заправиться чистой водой, электричеством. Mgrillcafe станет оператором питания, а топливо будет от сети АЗС. Мы строим и продолжим открывать отдельно стоящие заведения.
Какова целевая аудитория ваших кафе? Относятся ли к ней дальнобойщики, например?
Целевая аудитория наших заведений — семьи с детьми, возраст родителей 29–40 лет. Летом они путешествуют по России, а в зимний период чаще посещают родственников.
Дальнобойщики, особенно имеющие опыт поездки по дорогам Евросоюза, тоже к нам заезжают. И даже спрашивают про купаж нашего кофе — они бывали в европейских заведениях и им есть с чем сравнивать. Такие водители тоже скорее выберут наше кафе, чем шашлычную no name.
В планах открытие около 40 кафе за три года — рядом с какими городами они появятся, на каких площадках? Каковы ближайшие открытия?
До конца года мы откроем Mgrillcafe на трассе М4 «Дон». В 2018-м будем открываться на трассах М3 и М4, М10 и М11.
С 2019 года запустим франчайзинговую программу, и наша география значительно расширится — не всегда привязка идет к городу.
Названия Mgrillcafe и Mcafe на данный момент неизвестны на рынке — каков план продвижения бренда кафе, как будете привлекать гостей?
Но самая важная часть общения происходит внутри заведения — когда посетитель делает заказ, общается с сотрудниками кафе. Возможно, в первый раз человек купит у нас только кофе, но он запомнит и чистоту, и обслуживание, и большой выбор блюд. Во второй раз он уже закажет полноценный обед, останется доволен едой и посоветует Mgrillcafe своим знакомым. Вот это сарафанное радио и является для нас лучшей рекламой! А в целом план развития подразумевает и маркетинговую активность.
8 августа в центре услуг для бизнеса по Восточному административному округу ГБУ «Малый бизнес Москвы» пройдет бесплатный семинар «Как открыть кафе».
Трафик ресторанов, расположенных в зоне действия программы «Моя улица», упал на треть, а выручка — почти на четверть.