Пару лет назад рынок купли-продажи гостиничных объектов находился в инертном состоянии, сейчас количество сделок значительно возросло. Специалисты компании Praedium Oncor International выяснили, какая категория гостиниц привлекает наибольшее число покупателей и какова средняя стоимость номера при продаже.
1 июня 2012
Методы оценки гостиниц: гадать или считать?

Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Для определения рыночной стоимости гостиницы – наиболее вероятной цены, по которой актив может быть продан на свободном рынке в условиях конкуренции, – привлекаются независимые консалтинговые компании. Однако отельер может провести оценку самостоятельно. Старший консультант HVS Global Hospitality Services Алексей Коробкин рассказывает, какая из методик принесет наиболее точные результаты.
Десятилетний анализ дисконтированных денежных потоков является наиболее точным методом оценки
При финансовой оценке гостиничных активов эксперты обычно используют три основных подхода. Рыночную стоимость можно определить методами капитализации доходов, сравнения рыночных транзакций и, наконец, сравнения стоимости девелопмента. Несмотря на использование общепринятых моделей, каждый конкретный случай оценки содержит уникальные аспекты. Для обоснованного выбора пути рекомендуется тщательно взвесить индивидуальные характеристики гостиницы.
Метод капитализации доходов
Метод капитализации доходов основан на следующем принципе: стоимость актива зависит от чистой прибыли или дисконтируемой стоимости будущих поступлений. Будущие поступления таких приносящих доход активов, как, например, гостиница, состоят из чистой прибыли (рассчитанной с помощью прогнозирования доходов и расходов) и ожидаемого дохода от будущей продажи актива.
Сравнение рыночных транзакций
Метод сравнения рыночных транзакций основан на предположении, что осведомленный покупатель не приобретет актив за сумму, превышающую стоимость аналогичного существующего актива. Для получения наиболее точной оценки, стоимость сделки по продаже аналогичного актива должна быть скорректирована для отражения существующих различий между двумя активами.
Сравнение стоимости девелопмента
Метод сравнения стоимости девелопмента основан на предположении, что покупатель не приобретет актив за сумму, превышающую стоимость постройки аналогичного нового актива. Оценка осуществляется путем вычитания амортизации актива (износ, функциональное и экономическое старение) от стоимости постройки аналогичного нового актива. Для получения итоговой оценки актива полученные цифры суммируются со стоимостью земли, как если бы это был вакантный и доступный участок.
Описанные выше методы признаны как основные методы оценки гостиничных активов. Несмотря на то, что метод капитализации доходов считается наиболее релевантным, опытный оценщик рассмотрит все три подхода. Сравнение стоимости девелопмента поможет определить стоимость входа на рынок, в то время как рыночные транзакции помогут определить диапазон стоимости актива из расчета «за номер».
Практикум
Рассмотрим пример оценки гостиничного актива методом капитализации доходов. Напомним, эта модель, как правило, предпочитается при оценке приносящих доход активов.
Чтобы вычислить стоимость актива методом капитализации доходов, необходимо дисконтировать прогнозируемую операционную прибыль отеля и ожидаемый доход от будущей продажи актива. Представим инвестиционные параметры для данного примера:
- процент заемных средств – 70%;
- амортизация кредита – 10 лет;
- срок – 10 лет;
- процентная ставка по кредиту – 12%;
- терминальная ставка капитализации – 10%;
- накладные расходы при продаже актива – 1%;
- ожидаемая ставка доходности собственного капитала – 20%;
- ипотечная постоянная – 0,173050.
E=(1–M)V, где M – процент заемных средств.(1–M)V=Σ(De×1/Sn)+((NI11/Rr)–[b(NI11/Rr)])×1/S10De=NI–(f×M×V)
NI – чистый операционный доход
В таблице представлены вычисления, необходимые для определения стоимости собственного капитала по указанной выше формуле.
Год | Чистый операционный доход (прогноз), тыс. | Коэффициент дисконтирования по 20% ставке доходности собственного капитала | Дисконтированный денежный поток, тыс. | ||
1 | 100 | х | 0,833333 | = | 83,333 |
2 | 200 | х | 0,694444 | = | 138,889 |
3 | 300 | х | 0,578704 | = | 173,611 |
4 | 400 | х | 0,482253 | = | 192,901 |
5 | 500 | х | 0,401878 | = | 200,939 |
6 | 600 | х | 0,334898 | = | 200,939 |
7 | 700 | х | 0,279082 | = | 195,357 |
8 | 800 | х | 0,232568 | = | 186,054 |
9 | 900 | х | 0,193807 | = | 174,426 |
10 | 1000 | х | 0,161506 | = | 161,506 |
Итого | 1707,955 | ||||
Доход от продажи актива, тыс. | |||||
Чистый доход на 11-ом году операционной деятельности | 1100 | ||||
Средства от продажи актива | 11100 | ||||
Накладные расходы при продаже актива | 110 | ||||
Чистый доход от продажи актива | 10890 | ||||
Дисконтированный доход от продажи актива | 1758,796 |
Применив эти вычисления к формуле, мы получаем:
(1–M)V=1707955–0,507854V+1758796
0,807854V=3466751
V=4291309

Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.05.2012
Запрос «необычные услуги в гостиницах» весьма популярен в Интернете, и поисковики сразу выдают рейтинги диковинок в отелях. Самые разные, даже, казалось бы, сумасшедшие идеи воплощены в разных уголках мира, однако Россия остается в стороне. То ли наши отельеры слишком серьезны для подобных «глупостей», то ли нет спроса на подобный сервис. HM выяснил у отельеров, нужны ли в российских гостиницах нестандартные услуги.
01.04.2012
Международные консалтинговые компании подвели итоги года на гостиничном рынке. Так, Россия достигла одного из наивысших показателей в Европе: объем инвестиций увеличился почти в 7 раз. Однако исследования свидетельствуют, что куда больший интерес отельеров вызывает другой регион – в Баку наблюдается настоящий строительный бум. Собрав оценки экспертов, HM представляет наиболее интересные факты и прогнозы на будущее.
01.03.2012
НМ