«Если ты понимаешь, что для бизнеса нужно заложить квартиру, машину, дачу, собрать денег по всем друзьям, и рассчитываешь, что тогда дело взлетит, то лучше не начинать»
Я глубоко убеждена в том, что не бывает так, что человек сидел-сидел, а потом решил: «Я работал на дядю, а теперь буду работать на себя — стану предпринимателем». Как правило, эти истории ничем не заканчиваются, потому что предпринимательство в человеке либо есть, либо его нет.
Первый бизнес появился, когда мне было 19 лет. Но еще в школе, к примеру, я делала газету, потом мы ее продавали. Я какое-то время работала по найму, потому что поняла, что не могу двигаться дальше в предпринимательстве, так как не хватает ума, сил, квалификации и так далее. Я получала дополнительный опыт. Со временем поняла, что хочу отвечать за цельный процесс. Так и случился тот проект, которым я занимаюсь последние 7 лет.
У меня есть четкое определение того, как я точно не хочу делать бизнес. В качестве примера такого «не хочу» могу привести достаточно популярную модель, когда люди не выращивали бизнес и он им просто достался каким-то образом: «Я немножко царица, а вы немножко пчелы, и я сейчас буду вами командовать». Я в такой модели не живу.
Я никогда не делегирую, если сама не понимаю, как это сделать. Популярные американские идеи про делегирование выстраиваются на вековой истории развития отношений предпринимателя с его работником — они все эти вещи проходили уже давно, а мы жили в парадигме, когда у нас есть государство, которое наняло нас на работу, и оно нам должно. Мы продолжаем так жить — мы не должны ничего, можем воровать, хаять компанию, в которой работаем, и при этом чувствовать себя правыми. Должно пройти много времени, прежде чем ситуация поменяется на глубинном уровне. Все эти сравнения России с Японией бесполезны, потому что там другая, выращенная веками бизнес-культура, совсем иное отношение к работодателю и сотрудникам. Нет у нас такой культуры и не знаю, будет ли. Я до этого момента уже, наверное, не доживу.
Общепиту стало тяжело. В 90-х годах даже на одном ресторане можно было делать бешеные деньги, но сейчас ситуация сильно изменилась. Общепит очень сильно подкосили санкции. Производители могут позволить себе каждый месяц поднимать цену — это до сих пор происходит, поэтому ты постоянно находишься в поиске новых новых решений. Оборудования, которое можно использовать на кухне или на фабрике, у нас в стране тем более нет — оно плохое. Если говорить о посуде, то ни один общепит не работает на российском фарфоре, потому что его не существует. Есть конечно, «королевский» или «императорский», но там такая цена, что выгоднее купить английскую посуду, которая при этом точно будет более качественной.
Наша индустрия одной из первых страдает в кризисы, потому что она не является предметом первой необходимости. Есть статистика, которую, кажется, публиковало РБК, о том, что сейчас ресторанов закрывается больше, чем открывается — такого никогда не было.
Спрос с тебя в три раза выше, потому что у гостя, который к тебе приходит, есть ощущение, что он из своего кошелька, который заметно ужался, тебе последние деньги приносит, и за это с тебя спрашивает по максимуму.
Самое сложное время для детского бизнеса (общепита, розницы или чего-то другого) — это с середины июня и до конца августа. Дети уехали, все, их нет. И надо понимать, что, если ты занимаешься только этим специализированным направлением, есть большая доля вероятности, что ты вообще не проживешь лето.
Работать отдельно взятому заведению — не в сети — очень сложно. У нас выживает в основном сетевой бизнес — это, к сожалению, особенность нашей страны, потому что накладные расходы очень высокие, и когда ты «размазываешь» их на сеть, это еще хоть как-то имеет смысл.

Советы Анастасии Татуловой предпринимателям, планирующим зайти на рынок общепита
- Надо точно отмерить сумму вложений. Идя в бизнес, нужно быть готовым к тому, что ты можешь потерять деньги, и с ними нужно заранее проститься. Если ты понимаешь, что нужно заложить квартиру, машину, дачу, собрать денег по всем друзьям, и рассчитываешь, что тогда бизнес взлетит, то этого делать не надо. Предпринимательство — это довольно серьезный риск, и он должен быть таким, который ты можешь себе позволить. Надо правильно рассчитывать силы.
- Вторая вещь, которая понадобится, — это адаптивность и готовность к быстрым изменениям.
- Надо понимать — твоя жизнь больше никогда не будет прежней. Если у тебя есть желание открыть что-то, чтобы через пять лет лежать на Гоа, то проще заработать деньги по найму или вложить в депозиты, потому что, если у тебя есть собственный бизнес, то Гоа тебе не светит. Тебе даже нормальный отпуск если и светит, то не скоро — не в первые 10 лет точно. Эти вещи очень важно понимать, если ты в принципе идешь в предпринимательство.
- Общепит — это тяжелый, человекозависимый бизнес, который пока плохо автоматизирован — каких-то удачных айти-решений для общепита (в отличие от розницы) пока нет. Надо 100 раз взвесить свое решение, получить объективную информацию, к примеру, поработав в этом сегменте у кого-то, чтобы своими глазами посмотреть, как все устроено.
Благодарим за предоставленные материалы Лину Саримову и интернет-газету «Реальное время»