Пассажиров бизнес- и комфорт-класса будут кормить блюдами, созданными шеф-поварами в ходе кулинарного конкурса.
Еда без заморочек: о сервисе Grow Food

Наталья Борисова, директор по маркетингу Grow Food, описала работу над меню и привлечением клиентов.
История Grow Food необычна для сервиса здорового питания: идея возникла в баре за кружкой пива. Даниэль Гальпер и Павел Паскарь познакомились в программе питерского акселератора для стартапов. У обоих за плечами — неудачные бизнес-проекты, большая любовь к спорту и нелюбовь к готовке.
Даниэль и Павел захотели создать сервис, который бы экономил время на покупку продуктов, готовку, подсчет калорий и планирование рациона — просто берешь упаковку с очередным приемом пищи от Grow Food и разогреваешь. Чтобы клиент не мучился с выбором, решили: никакой кастомизации, только два вида рациона — для набора мышечной массы и для похудения и поддержания формы. В этом году к ним добавились еще три.
Расскажите о шеф-поваре. Чем ему интересна работа Grow Food — возможно, она менее творческая по сравнению с рестораном?
У Grow Food есть определенная миссия: не просто накормить клиентов, но и полностью взять на себя все заботы по планированию рациона, подсчету калорий и БЖУ. Люди привыкли ассоциировать правильное питание со скучной вареной грудкой и гречкой, поэтому одна из задач нашего шефа — сделать так, чтобы покупатель не заскучал. Для этого людей нужно удивлять, и у шефа это неплохо получается.
У нас очень необычный и крутой шеф. Его зовут Андрей Иващенко, он 16 лет работал в ресторанах и производственных организациях. При этом Андрей — профессиональный бодибилдер, поэтому с легкостью разрабатывает и повседневное сбалансированное меню, и рацион для активно занимающихся спортом. К тому же ему как профессиональному спортсмену легче понять, как лучше разнообразить рацион, каких блюд больше всего хочется при правильном питании. Именно поэтому в меню Grow Food есть десерты, бургеры, паста, лазанья и другие гастрономические изыски, которые при своих вкусовых качествах не выходят за рамки баланса КБЖУ.
Работа в Grow Food для нашего шефа — это отличная возможность объединить профессиональные знаниям из двух областей: кухни и спорта. У нас пять линеек, которые обновляются раз в две недели, поэтому скучать явно не приходится: нужно придумать что-то новенькое для каждой линейки, понять, как это лучше подать, учесть пожелания клиентов и создать рацион, соответствующий стандартам здорового и правильного питания.
Летом у Grow Food появились три новые линейки — не ориентированные на спорт Daily и Daily+ и Balance для поддержании формы при функциональном тренинге
Как строится разработка рациона питания?
Меню прорабатывается вместе с консультантами по питанию — планируется содержание тех или иных ингредиентов и их сочетания. Для каждой линейки питания есть своя норма по калорийности и содержанию белков, жиров, углеводов — от этого наши повара и отталкиваются.
Также существуют определенные правила питания для тех, кто хочет набрать вес, и для тех, кто хочет подсушиться. К примеру, мы не используем свинину — только курицу, индейку, говядину, телятину, рыбу и так далее.
Учитывается и то, что при наборе массы либо при похудении для ускорения обмена веществ питаться необходимо каждые 2-3 часа, то есть 5-7 раз в день. Поэтому в линейке Power 7 приемов пищи в день, в линейке Fit — 5.
Приготовленные блюда проходят шоковое охлаждение, затем фасуются в контейнеры и перемещаются в комплектовочный цех. Там ребята маркируют контейнеры, собирают рацион и укладывают в пакеты.
Меню обновляется каждые две недели. Среди блюд — фахитос, буррито, вок, курица и индейка в разных видах, бургеры, пицца, пхали, капоната
Как устроено производство Grow Food? С чего начинали?
Еще в самом начале стало понятно, что мощностей обычной кухни для производства необходимого количества порций просто-напросто не хватит. А если бы и хватило, хранить продукцию все равно было бы негде. Да и не хотелось, чтобы Grow Food был каким-то крафтовым квартирным производством.
Мы арендовали профессиональную промышленную кухню. И это было не так просто: кухню со всеми необходимыми мощностями можно легко найти где-нибудь в США, в Москве, но не в Санкт-Петербурге. Тем не менее помещение нашли и пригласили шеф-повара, который составил техкарты — блюда стали готовить по четким стандартам.
Примерно через год вслед за ростом популярности сервиса вырос объем заказов, и мы переехали на кухню в 500 кв. м. Сейчас производства в Москве и Санкт-Петербурге занимают площади по 2 000 кв. м; на каждом работают 400 поваров.
Чем ваши программы питания принципиально отличаются от конкурентов?
Прежде всего — соотношением цены и качества. Одно из преимуществ Grow Food — демократичные тарифы: от 3 300 (Daily, трехразовое питание на пять дней) до 5 900 рублей (Power, семиразовое питание на неделю).
Вторая отличительная черта — меню, которое разрабатывают ведущие спортсмены и диетологи Москвы и Санкт-Петербурга.
Ну и еще одно отличие — дифференциация линеек: этим летом у нас появились линейки не только для спортсменов, но и для людей, которые экономят время и хотят сбалансированно питаться с пользой для здоровья. С момента основания сервиса мы получали множество пожеланий сделать линейку не для спортсменов — и мы разработали Daily и Daily+.
В рационы Grow Food входят и десерты — оладьи, маффины, фруктовые смузи, творожная запеканка с вишневым вареньем, творожно-банановый десерт и другие. Все они — диетические
Есть 5 линеек питания — чем они различаются?
Блюда одинаковы по способу приготовления и ингредиентам. Главное отличие — в количестве приемов пищи, объемах и соотношении калорий, белков, жиров и углеводов.
Линейка Power подойдет тем, кто стремится набрать мышечную массу, в рационе будет много сложных углеводов и белка. Блюда могут весить и по 400 и по 500 г — а, к примеру, в линейке Fit вы не увидите порций больше 250 г.
Daily — три порции сбалансированного питания, здесь калорийность и содержание углеводов больше, чем в Fit, но меньше, чем в Power. Daily + — то же самое, только порции больше и питательные. А вот линейка Balance — это нечто среднее между Power и Fit, и она подойдет тем, кто занимается функциональным тренингом. Дневной рацион Balance составляет около 2000 ккал. В меню три основных блюда, завтрак и десерт.
Учитывается ли гастрономическая мода?
Grow Food учитывает один главный тренд — на здоровый образ жизни и сбалансированное питание. Ни один суперфуд не заменит комплекса макро- и микронутриентов, получаемого при правильном питании.
Тем не менее в блюдах используются нетривиальные ингредиенты с ценными питательными свойствами: амарантовая мука, кокосовое молоко, семена льна.
Блюдо из линейки Balance: лапша, омлет и кунжутное печенье
Каковы особенности доставки? У вас собственная курьерская служба?
Особенность доставки — в постоянном взаимодействии с курьерами. Возьмем пример: купить какую-то вещь в интернет-магазине — разовая история. Такие покупки человек совершает нерегулярно, и поэтому какие-то косяки курьера — опоздание, перенос времени доставки — для клиента будут не так важны. С доставкой Grow Food клиент взаимодействует 2-3 раза в неделю, и если каждая встреча станет раздражающим фактором — человек просто-напросто не будет заказывать повторно.
Наши курьеры максимально клиентоориентированы, мы специально обучаем их взаимодействию с разными людьми: с кем-то общаться легко и просто, кого-то нужно успокоить, с кем-то договориться.
Еще один важный момент — наша система логистики выстроена, как у Uber. Курьеры — это частные водители, которые могут у нас подрабатывать.
Есть ли статистика по заказчикам: больше постоянных или разовых?
Сейчас у нас 6 000 постоянных клиентов и около 1 500-2 000 тех, кто пользуется сервисом время от времени.
В среднем человек заказывает Grow Food 4-5 недель подряд, затем, как правило, делает перерыв в 2-3 недели и возвращается. При этом высок процент тех, кто заказывает доставку без перерывов.
Наталья Борисова
Как ведете продажи? Какие каналы приводят покупателей?
В самом начале основатели по максимуму задействовали друзей и всевозможные связи: поэтому и в качестве консультанта по питанию пригласили знакомого тренера. Однажды он поехал на Чемпионат Санкт-Петербурга по бодибилдингу, и в перерыве достал коробочку и принялся за еду. Всех вокруг заинтересовало, что это такое — тогда сервисы доставки готовых рационов были очень редки. Среди заинтересовавшихся был чемпион России, он попросил «подписать» его на доставку в обмен на посты в «Инстаграме».
После первого же поста у Grow Food появилось 10 новых клиентов, и мы поняли, что профильные выставки и «Инстаграм» — одни из самых эффективных каналов продвижения.
Мы нашли еще 20 спортсменов с популярными инстаграм-аккаунтами (не менее 10 тысяч подписчиков), а также взяли менеджера по продажам, который работает с амбассадорами и привлекает новых. Сейчас с нами работают около 50 топовых спортсменов Санкт-Петербурга и Москвы, они не только продвигают Grow Food в «Инстаграме», но и «вживую» привлекают клиентов. Мы сотрудничаем по бартеру — чем больше людей приведет спортсмен, тем большую скидку на доставку он получит.
Кроме того, очень круто работают вирусные посты в интернете. Например, в феврале-марте этого года мы делали интересные онлайн-тесты, посвященные 14 февраля, Дню защитника отечества и другим поводам. Люди видели нас в репостах у друзей и в рекламе на «Фейсбуке», участвовали в наших интерактивах, а в конце получали промокод на скидку, что уже повышало лояльность.
Результат — более 80 000 заходов на сайт и свыше 900 шеров в соцсетях. Кроме того, после первого теста к нам за два дня пришла сотня новых клиентов.

Директор Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Михаил Крихели на совещании в Министерстве сельского хозяйства сообщил, что производители хлеба сэкономили порядка 5 млрд рублей.
«Вегас Кунцево» откроется 21 сентября и станет третьи проектом сети тематических шопинг-моллов компании Crocus Group.
Организаторы ярмарки «Кофе и чай» подготовили насыщенную программу с семинарами, дегустациями и розыгрышами призов.