Без продвижения продукт не живет, даже если он идеален. Вину нужен шум, в нашей стране особенно. Долго эту культуру убивали, боролись за количество, а не за качество, потом и вовсе вырубали виноградники. Люди только начинают открывать вино, поэтому продвижение ему необходимо как воздух — неважно, где оно произведено.
Российские вина со стороны винодела недооценены, а со стороны потребителя переоценены. А хотелось бы, чтобы было наоборот. Тот же Ростов не так известен, как Крым или Анапа.
В целом, вина «новых» регионов Восточной Европы идут тяжело. Потребитель их не то чтобы не знает — в отпуске пьет с удовольствием. Но дома возвращается к хорошо известному — кьянти и кот-дю-рону. Да и цена на восточно-европейские вина не такая комфортная, как хотелось бы.
Российскому виноделию нужен кредит доверия. Каким бы твой ребенок ни был, ты все равно его любишь. Если он пока не умеет читать, ты же не говоришь, что он дурак! Пусть учится, а ты ему помогай развиваться. Так же нужно относиться к нашему виноделию.
Бизнес диктует свои условия — люди вкладывают деньги и хотят вернуть их максимально быстро. Поэтому вино стоит довольно дорого, а урожай иногда собирают с лоз, которые не достигли оптимального возраста.
Нужно немного подождать, и будет гораздо лучше, чем сейчас. «То, что в других странах достигалось десятилетиями, мы проскочили за пять» Нужно выбирать лучших и больше их хвалить, потому что без этого крылья за спиной не вырастают. А когда ты делаешь вино, они очень нужны.
Фото в статье — из личного архива Влады Лесниченко
У нас есть замечательные винодельни. «Гай-Кодзор», «Вилла Звезда», «Вилла Виктория», «Винодельня Юбилейная» «дают возможность платить за добротное вино разумные деньги. Из дорогих ростовских это, конечно же, «Винодельня Ведерниковъ», которая работает с местными сортами в зоне укрывного виноделия. Там все развивается не благодаря, а вопреки. «Раевское» делает интересные вещи с устойчивым качеством, хотя свой эталонный пино нуар 2011 года, по мне, они пока так и не превзошли.
«Лефкадия» вообще молодцы — привлекли великого энолога
Патрика Леона, экспериментируют с международными и местными сортами, делают игристое по традиционной технологии, занимаются производством сыров, начали варить пиво.
В Крыму россыпь интересных виноделен, включая старинный погреб усадьбы Перовских, хозяйство биодинамиста всея Руси Павла Швеца, винодельни Игоря Самсонова и Олега Репина, которые делают и игристые, и тихие вина, замечательные рислинги, совиньоны и редкий бастардо.
Только кажется, что развитие винной культуры в России идет активно.Когда мы три года назад открывали первый AQ Kitchen, нам очень легко было набрать аудиторию на винные ужины. Новенькие приходили каждый день. Сейчас мы смотрим на пласт винных любителей, которых мы вырастили, и видим, что новых людей-то приходит сравнительно мало! Нам приходится вдвое быстрее бежать, чтобы оставаться на месте — придумывать много новых мероприятий, чтобы получить гостя. Хотелось бы более активного роста, чтобы были ниже цены и качество выше.
Скоро разрешат рекламу вина и интернет-магазины. Уже шаг вперед, правда, с того места, в которое мы откатились несколько лет назад, когда запретили рекламу алкоголя. Когда ты в статье не можешь указывать производителя и пишешь «замечательное красное из итальянского северного региона», — читать это совершенно не интересно. Кто-то берет на себя риск и ответственность, пишет марки и раскрывает карты.
Вино — не то, чем спаивают население, и все это понимают. И в правительстве тоже, но у нас всегда так, если уж запрещать, то все сразу, не разбирая дороги.