Пошаговое выстраивание личного бренда в социальных сетях
1. Выбор площадки. В среднем один человек может вести 2-3 канала в социальных сетях, так как постоянное обновление контента требует значительной траты времени и ресурсов. Мы советуем отталкиваться от конечных задач и целевой аудитории.
Важно представить себе вашего конечного потребителя/клиента/инвестора. Сегодня самые популярные и универсальные площадки — «Фейсбук» и «Инстаграм». Большие обороты набирает «Телеграм», покрывая все большее количество пользователей, тем самым вызывая интерес как у крупных компаний, так и частных лиц и блогеров. Youtube — очень интересная, но более сложная площадка.
2. Оформление профилей. После того, как вы выбрали площадки, нужно оформить профили и описать себя и свои проекты, если вы еще этого не сделали. Тут не должно быть сложности. Это ваша визитная карточка — человек зашел на страницу и за 5 секунд понял, кто вы и чем занимаетесь.
3. Аудит существующего профиля. Скорее всего, объективно вы не сможете его оценить, поэтому, если вы не сотрудничаете с агентством, можно спросить людей из близкого окружения, чего не хватает в вашем профиле и что им было бы интересно читать о вас.
4. Контент и периодичность. Ваша опора в мире соцсетей — рубрикатор и календарь. Оба этих документа составляются один раз и обновляются еженедельно, если не происходит ничего срочного и актуального.
Что такое рубрикатор? Можно провести параллель с глянцевым журналом: любой номер подвязан под конкретные рубрики, и каждый месяц редакторы ищут героев для своих рубрик. По аналогии строятся и личные соцсети, и бизнес.
Ваш рубрикатор должен делиться на два важных блока: личный и профессиональный. В личном блоке мы составляем ваш идеальный портрет. Это очень интересное и увлекательное упражнение — нарисовать идеального себя или того человека, который был бы интересен широкому кругу людей, не забывая про то, что интересно именно вам. А это может быть гастрономия, путешествия, искусство (живопись, балет, музыка), спорт, книги, семья и так далее.
В построении личного бренда это очень важно, хотя многие сначала сомневаются, что кому-то будет интересно читать личные переживания или мнение по тому или иному вопросу. Но допуская таким образом посторонних людей в вашу личную жизнь, вы эмоционально привязываете их к себе, а через вас — и к вашему бренду и компании. Открывая людям дверь в личную жизнь, вы получаете их доверие, а это очень весомый аргумент в современном мире.
В профессиональный рубрикатор вносим важные события отрасли, периодически проходящие мероприятия компании, сезонные явления, которые вам нужно осветить в социальных сетях. Оба рубрикатора зашиваем в единый календарь.
Например, составляем план публикаций на ноябрь: разбиваем ваши личные интересы на 30 дней месяца. Так, в первой половине месяца вы пишите про книги и фильмы, а во второй — про последние выставки или путешествия, или про то, как спорт развивает силу воли и это помогает вам в бизнесе. Что касается профессиональных достижений, то все важные мероприятия, встречи, презентации, запуски мы также вносим в календарь, чтобы не забыть упомянуть о них. Здесь же могут быть и интересные статьи из отрасли, что позиционирует вас как источник ценной информации для подписчиков. Кстати, очень важна образовательная функция блога.
Подобный календарь можно интегрировать в ваш календарь на компьютере или любой другой с функцией оповещения.
О чем писать
Самая большая сложность при построении личного бренда в социальных сетях — писать регулярно, так как это отнимает время и, поначалу, значительную часть внимания; необходимо постоянно помнить о том, что нужно что-то опубликовать. Но сегодня есть много программ, которые напомнят, что пора сделать публикацию или подготовить отложенный пост.
Часто возникает вопрос — о чем писать. Советуем записывать, о чем вы говорите с друзьями или коллегами чаще всего, какие темы обсуждаете, какими историями и впечатлениями делитесь — это срез того, что людям интересно о вас и вам о них.
Чего избегать
Никто никогда не сможет сказать, где и кем вы будете через 5-7 лет, а любое слово, сказанное даже в социальных сетях, всегда может быть использовано против вас — поэтому будьте аккуратны в личных оценках и участии в популярных откровенных флешмобах.
Кстати, в США начинают регламентировать поведение сотрудников в соцсетях: например, журналистам New York Times теперь нельзя высказывать субъективную точку зрения по освещаемым изданием проблемам, нельзя делать слишком много перепостов, отражающих позицию только одной из сторон, шерить неподтвержденную информацию, публично жаловаться на товары и услуги и так далее. Мне кажется, что скоро работодатели повсеместно будут заключать соглашения о том, что нельзя, а что можно выкладывать о них и о компании в сеть.
Сведите к минимуму все импульсивные посты, которые могут показать вас в двусмысленном свете. Например, если вы выстраиваете сильный личный бренд, не стоит проходить всевозможные тесты в «Фейсбуке». В остальном — время, терпение, и вы сами увидите, как быстро личный бренд начнет работать на вас.
Примеры аккаунтов
Наиболее удачными в ресторанной сфере я считаю инстаграм-страницы Тахира Холикбердиева, Александра Кана, Матильды Шнуровой и фейсбук Игоря Сухомлина: они очень грамотно выстроили баланс между личным и профессиональным. Матильда вообще описывает тенденции отрасли не только у нас, но и в мире, что показывает ее экспертную оценку самых успешных мировых проектов.