Винный тур по Краснодарскому краю: путевые заметки отельного маркетолога
эксперт
Из-за неготовности отрасли и отсутствия инфраструктуры сравнение внутреннего туризма с отдыхом за рубежом обычно не в пользу отечественного. Я давно хотел посмотреть, какова в России ситуация с винным туризмом, и устроил себе тур по Краснодарскому краю. Две важные оговорки: речь пойдет исключительно о маленьких частных винодельнях, и это будет взгляд со стороны туриста-маркетолога.
Отсутствие всего
Отечественные винные туры абсолютно не похожи на гастрономические и винодельческие экскурсии по прославленной Франции или Италии. Наше направление наиболее емко характеризует одно слово: отсутствие. Отсутствие условий, предложения, программы, информации, опыта продаж, умения презентации. И местами — желания. Убедиться в этом пришлось самому.
Началось все с того, что в сети я однажды случайно наткнулся на «Винотеррию» — сайт ресторана в поселке Семигорский, под Новороссийском. Привлекательный сайт открыл для меня новую тему — винодельческое искусство в нашей стране.
У ресторана есть программы для разного типа гостей и туристов, проводятся праздники и мероприятия (причем не только в сезон созревания винограда). Владельцы готовят номерной фонд и смотрят в сторону частных туристов. Это только начало пути, и потенциал действительно большой. Это касается всех частных виноделен Краснодарского края.
К сожалению, далеко не все хозяйства рассматривают частный туристический поток в качестве серьезного источника заработка, предпочитая редкие доходы от нерегулярных корпоративных продаж (групповых дегустаций).
Тематический экскурсионно-туристический формат частными винодельнями попросту не предлагается. Хотя с учетом перераспределения веса внутреннего туризма, низкой конкуренции и любви гостей-туристов ко всему новому и нестандартному, такое направление не осталось бы незамеченным.
Тур по схеме «Сделай сам»
Задавшись идеей винного тура, я столкнулся с проблемой № 1: вменяемой информации нигде нет. Поэтому надо быть готовым, что для подготовки тура придется изрядно попотеть и потратить немало часов в сети. Вам, безусловно, потребуются помощники-организаторы, представители виноделен или гиды-частники — и с ними придется выходить на контакт напрямую.
Остается и второй путь — ехать неподготовленным на свой страх и риск. Вас, конечно, встретят, но не ждите танцев с бубнами. Спокойствие края отражается и на местных настроениях. Чтобы почувствовать себя все-таки желанным гостем, надо попасть в категорию ожидаемых и договориться обо всех визитах и экскурсиях заранее.
Нам в этом огромную помощь оказал знакомый из Геленджика: он созванивался с винодельнями, договаривался о встречах. Здесь же, в Геленджике, мы и остановились. Потому что — проблема № 2 — долина виноделен для туристического проживания, увы, не приспособлена. Некоторые уже озаботились постройкой небольшого номерного фонда, это дело будущего. На сегодняшний день в долине нет ни приемлемых условий, ни инфраструктуры для интересного времяпрепровождения — ничего, кроме самих виноградников и небольших ресторанов при винодельческих хозяйствах. Альтернативным районом для проживания могла стать Анапа или Новороссийск. Но во всех этих случаях мы получаем проблему № 3 — трансфер. Ежедневные поездки на виноградники — это минимум час в дороге и дополнительные расходы.
О расходах стоит сказать отдельно. Как это ни удивительно, винный тур по родной стране — это отдых сегмента выше среднего. Невзирая на отсутствие предложений, инфраструктуры и комфорта — совсем не дешевый отдых!
В местных ресторанах вас ждут абсолютно московские цены. Интерьеры хороши, чего нельзя сказать о меню — оно, мягко говоря, на троечку. Объясняется все просто: какое гурманское роскошество может быть там, где гостей почти не бывает и совсем нет конкуренции? В Москве или Питере за те же деньги вы поедите и вкуснее, и разнообразнее. Конечно, есть и исключения. Сами вина по прайсу сравнимы со столовыми винами Европы (порядка 500–1 400 рублей за бутылку). Вина местами хороши, но по вкусу все-таки на любителя. Как и местные сыры или хлеб, которые хозяйства готовят сами. Но, конечно, есть и яркие исключения.
Предложение порождает спрос
Я задался вопросом: почему при всех богатствах и возможностях в Краснодарском крае практически отсутствует предложение для частного тематического туризма.
Гастрономический туризм мало возможен просто по причине отсутствия ресторанов и профессионалов должного уровня. Винная тема — несколько иная, и возможности заинтересовать туристов есть! Но туристические агентства не берутся и за такие программы: спрос невелик, прайс значителен, возни много. Редкие гиды-частники берут на себя организацию таких туров, но информацию о них вы с трудом найдете в социальных сетях. Если же решите познакомиться с винодельческой культурой края самостоятельно, вас ждут определенные препятствия — начиная с размещения и встречи до возможности непосредственного знакомства с темой.
Каждое винодельческое хозяйство — это своя история, атмосфера и стиль. Нам удалось побывать на нескольких. Небольшие винодельни одни хозяева обустраивают в итальянском стиле, другие строят виллы, вдохновившись южно-африканским колоритом. Большинство же пока в принципе лишены стиля — видимо, у владельцев до этого просто не доходят руки, поэтому здесь вы сможете увидеть только сами виноградники и промышленную зону. Причем увидеть издалека, а не познакомиться изнутри и понаблюдать процесс производства вина: об этом придется договариваться особо. Если не договориться о визите заранее, вас вряд ли пустят на территорию. Причин несколько, включая статус частного владения и размещенное на винодельнях акцизное оборудование и, возможно, нежелание хозяев раскрывать свою кухню. Но даже если вы договоритесь о приезде, особого радушия не ждите.
На «Вилле Виктория» мы познакомились, пожалуй, с самым приветливым хозяином, Сергеем Яновым, настоящим профессионалом, влюбленным в свое дело. Он нашел время на гостей, сам отвез нас на виноградники, рассказ его был увлекательным и ценным.
Сергей Янов рассказал, что гостей привлекают преимущественно с помощью различных видов рекламы: «Мы активно используем для привлечения гостей социальные сети, коммуницируем через рассылку, работаем с турфирмами. Хотя, конечно, один из самый действенных способов — сарафанное радио».
Ресторан «Винотеррия» встречает симпатичным интерьером, запоминается колоритным антуражем, а главное — предлагает реально достойное меню с авторскими рецептами и неординарной подачей. Владельцы уделяют внимание не только кухне, но и системному маркетинговому продвижению: достойный сайт, интересные легенды, качественная фотогалерея. Хорошая работа неравнодушных людей.
Кому достанутся сливки?
В круговороте дел маленьким частным хозяйствам, выпускающим не более ста тысяч бутылок в год, заниматься продвижением чаще всего просто некогда. Многие готовы видеть в частном туристе источник нового дохода. Но как к нему подступиться? Где искать, чем привлечь, как встретить и разместить? Как продать ему эту услугу по высокой цене? Те винодельни, которые уже задались такими вопросами, на верном пути. У них уже есть сайты (у многих даже в рабочем состоянии). Некоторые озаботились строительством мини-гостиниц. Кто-то готов принимать группы частных туристов не только в рамках сбора урожая. Например, винодельческое хозяйство «Усадьба Семигорье» уже взяло курс на частный туризм и затеяло строительство гостиницы.
Краснодарский край активно строится. Закладывается достойная инфраструктура, и уже начинают проявлять себя первые лидеры. Летом этого года появился проект «Винная деревня». По заявлению организаторов, это первая в России кооперативная винодельня, которая объединит фермеров-виноделов, неравнодушных к развитию отрасли. По планам здесь разместятся винзавод проектной мощностью 500 тысяч бутылок вина в год, гостиницы, три ресторана и дегустационный зал.
Впереди золотое время для энтузиастов и стратегов: те, кто сейчас верно оценит прибыль и возьмет на вооружение маркетинговые ресурсы, снимут самые сливки. Да, этим придется заняться вплотную, начиная с презентации себя в сети и заканчивая работой по привлечению каждого клиента-туриста. Однако конкуренция в этом сегменте еще некоторое время будет невысока, и у первых игроков будет значительная фора.
Туристы ищут вас в интернете. Не просто будьте там, а зажигайте гостя всеми доступными инструментами интернет-маркетинга. Так в свое время начинали крупные винодельческие компании, и сегодня их названия у всех на устах. «Абрау-Дюрсо», винодельня «Лефкадия» открыты для частных туристов. Как строятся их программы, как компании работают с гостями и на чем построен доход — вот интерес, который ляжет в основу моей будущей поездки в Краснодарский край. Изучу и расскажу.
Продолжение следует!
Фото: личный архив Сергея Скорбенко
10 октября в отеле The Ritz Carlton прошел первый профессиональный винный конгресс, организованный компанией Simple.