Открыла встречу обзором гостиничных тенденций Ольга Архангельская, руководитель отдела консультационных услуг по недвижимости Ernst&Young. По ее мнению, рынок характеризует нехватка недорогих гостиничных номеров в крупных городах, растущий спрос на мини-гостиницы и хостелы в регионах и завышенные расценки на гостиничное размещение. По данным Ernst&Young, на сегодняшний день в России около 8 тыс. гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-курортных организаций – около 4,5 тыс. При этом около 70% всего оборота гостиничного рынка России приходится на Москву и Санкт-Петербург. Около 90% гостиниц находятся в руках частных инвесторов. Среди тенденций был назван и рост иностранных гостиничных сетей.
Формирование стратегии выхода нового отеля на рынок – один из ключевых вопросов, интересовавших аудиторию форума. Как отметил в своем докладе Алексей Волов, директор по продажам InterContinental Hotels Group, самое важное – максимально охватить рынок, сделав информацию об отеле доступной всем потенциальным клиентам и партнерам.
Мариус Гомола, управляющий директор Horwath HTL Hungary&Russia, говорил об отличиях развития городского и курортного отеля. Так, реализация курортного проекта осложняется тем, что приходится импортировать в регион и оборудование, и специалистов. Кроме этого, курорты зависимы от сезонности, погодных факторов, а также от местных культурно-региональных особенностей. Однако требования по безопасности не так высоки, как в городском отеле, и получить разрешения от властей значительно проще, тогда как при строительстве городского отеля нужно быть готовым к бюрократическим моментам (один проект «застрял» на 1,5 года из-за долгого согласования с археологами). Затраты на персонал также отличаются: в городе норма 0,3–1,5 сотрудника на номер, на курорте требуется 1–7 человек (с учетом анимации и обслуживания пляжей, бассейнов и пр.).
Директор PCG Манфред Ронштедт рассказал о новых стандартах проектирования гостиниц и их влиянии на рентабельность проекта. По его словам, основной тренд: «больше места – больше комнаты». Однако, как и использование «зеленых» технологий, увеличение площади номеров чревато большими издержками. «Необходимо опережать существующие стандарты и использовать нововведения, например, карты-ключи с платежной функцией, позволяющей расплачиваться за услуги СПА, незапотевающие зеркала в ванной, контроль света и т.п.», – советует спикер. Он добавил, что современный дизайн отелей не предусматривает мини-баров и компьютерных зон – они не приносят денег.
Г-н Агапов, генеральный менеджер отеля «Кристофф» (Санкт-Петербург), поделился стратегиями увеличения продаж за счет правильного управления Extranets и призвал экспериментировать с ценами и специальными предложениями, внедрять микро-планирование, пробовать новые стратегии.
Вальтер Шпалтенштайн, ректор швейцарско-американской бизнес-школы управления в индустрии сервиса Swissam, говорил о том, что пора менять подход к гостиничной отрасли как к индустрии второго сорта. «Это интересная сфера деятельности, и задача школы – не только обучать, но и вдохновлять!» Помимо профессиональных знаний, важно научить студентов все делать вовремя: «Люди не должны опаздывать! Это неприемлемо».
Интересной была панельная дискуссия, посвященная вопросам создания качественного гостиничного бренда, синергии отеля и других видов недвижимости, а также анализу ошибок собственников, инвесторов и девелоперов. Как отметил в своем докладе Марк Олендорф, генеральный менеджер Swissotel Krasnye Holmy, «залогом успеха бизнеса является понимание гостей, членов команды, культуры, бизнес-микса и будущего».
В октябре участники гостиничного рынка смогут продолжить общение на Hospitality Industry Forum, который состоится в Киеве.