Нужно ли делать соцсети визитной карточкой и стоит ли носить «деловую маску»? На наши вопросы ответила Анета Коробкина, консультант, бизнес-тренер и коуч в области гостеприимства.
Сила личности: об имидже шеф-повара

Представители ресторанов рассказали, как формируют личный бренд шефов, сколько стоят именитые повара и чем они привлекают гостей.

Чем шеф активнее, чем больше он заинтересован в успехе проекта и своем продвижении, тем проще с ним работать по рекламе, пиару и маркетинговой активности. Мы, конечно, уделяем немалое время и внимание личностному пиару: даем интервью СМИ, принимаем в гостях журналистов и критиков, всегда рады ответить на запросы изданий, дать комментарии, советы. Рассылаем новости и размещаем рецепты от шефа, участвуем в радио- и телеэфирах.

С гостями шеф общается и всегда общался. Ему важно получать обратную связь, он кайфует от общения с гостями, может даже выпить с ними, никогда не откажется. Гости его очень любят за простоту, внимание, хорошее отношение и вкусные блюда.
Хороший шеф знает себе цену. И владельцы бизнеса, рестораторы знают, что шеф с именем и хорошей репутацией стоит дорого: сейчас средняя ставка по Москве около 200 000 рублей. Часто шефы с именем ловят звезду и просят большую зарплату, и это не очень хорошо. Шеф должен быть адекватным, а таких немного.


Мы всегда оцениваем известность шефа, мониторим публикации и анализируем интернет-пространство. Это не главное, но нужно знать, что о человеке уже известно и как это отразится на заведении — создавать имидж порой проще, чем менять отрицательный.
Всегда легче работать с шефом, заслужившим определенную репутацию и известность. В некоторых случаях — это добрая половина успеха пиар-кампании, поэтому многие рестораторы не жалеют гонорары, чтобы заполучить такого. Но и с чистого листа интересно начинать, особенно, если шеф-повар молодой и талантливый, это как раз про наш ресторан. Другое дело, если шеф известен и публичен, но не с очень хорошей стороны. Вот здесь и начинаются трудности.
Бренд-шеф Aviator Александр Баранов
Пиар-активность зависит от шефа и его репутации: если человек никому не известен, начинаем с малого — вписываем его имя в основной пресс-релиз о ресторане. А дальше постепенно: интервью, советы, выступления на телевидении и радио, рецепты. Главное — познакомить с шефом и журналистов, и публику. Разница в продвижении известных шефов и новичков лишь в том, что первых охотнее берут на мастер-классы, приглашают на интервью и так далее, а чтобы добиться этого со вторыми, приходится приложить чуть больше усилий.
Если шеф готов и нет причин, почему нельзя делать его лицом заведения, то работа над имиджем обязательна. Помогут в этом все доступные каналы коммуникации. Имидж шеф-повара, его увлеченность работой, околоресторанными практиками, гастролями, поиском новых вкусов и так далее нужно транслировать как в СМИ, так и в соцсетях: гости и потенциальные гости должны видеть, что этому шефу можно доверять, что он может и хочет удивлять. Это благоприятно отразится на ресторане.
Общение с гостями пока принято в ресторанах итальянской кухни или заведениях, где это прописано в концепции. Мы не запрещаем, конечно; шеф должен сам решать (если мы проводим какое-то мероприятие или специальный ужин, то общение шефа с гостями обязательно). Для гостей это проявление уважения к ним, а также возможность выразить благодарность повару; они запоминают такое внимание к себе. Доверие гостя заслужить и удержать довольно сложно, и одно дело, когда ты доверяешь обезличенному ресторану и совсем другое — человеку, шефу, которого видишь в зале. Это доверие мощнее всего удерживает гостя.
Шеф-повар Avaitor Антон Макдюк
Если шеф работает в ресторане, который только начинает свой путь, имя практически не влияет на зарплату, поскольку она складывается из разных показателей. Если не будет вкусно, а шеф при этом станет известным, о каком повышении может идти речь, когда нет гостей? Но если известного шефа приглашают в новый ресторан или в другой ресторан, то он вправе заявить комфортную для себя сумму, в том числе основываясь на своей репутации.

Личность шеф-повара — одна из важнейших фигур в ресторанном проекте. Если возможно сделать его чуть публичнее и медийнее, мы делаем: стараемся участвовать в тематических мероприятиях, телепрограммах, фестивалях, мастер-классах на разных площадках, давать комментарии для СМИ.
Общение с гостями в зале мы не исключаем, оставляем на усмотрение шеф-повара. Все зависит от формата: это особенно актуально, если ресторан — «открытая кухня».

Несомненно, образ шефа надо выстраивать. К сожалению, в Россию культура «ходить на шефа» пришла относительно недавно, но тем не менее мы работаем над имиджем наших шеф-поваров и всячески их продвигаем как в рамках отдельно взятых проектов-ресторанов, так и с точки зрения узнаваемости в профессиональной среде.


Направление маркетинговой активности мы координируем вместе с опытной пиар-командой, я полностью полагаюсь на их мнение. Чаще всего это интервью с шефом, публикации в СМИ. Публичные мастер-классы не наша история — на это есть свои причины.

Есть шефы, у которых амбиций больше чем способностей к работе. Да и не из каждого, кто может вкусно готовить, выходит хороший менеджер и организатор: ведь шеф-повар должен не только творить, но и налаживать процесс работы на кухне и обучать персонал. Плюс ко всему не каждое «творение» можно подавать в ресторане: иногда шефы не задумываются о себестоимости или особенностях приготовлении блюда для гостей. Одним словом, не каждого шеф-повара сейчас я могу назвать шефом.
Имидж шефа напрямую зависит от того, что он готовит. Если еда в ресторане невкусная, то как бы не выстраивался пиар, имиджу это не поможет.


С гостями шеф обязательно общается: так мы выстраиваем коммуникацию, это формирует лояльность и доверие к заведению, а главное — получаем необходимую качественную информацию об удовлетворенности/неудовлетворенности наших гостей и можем на нее немедленно реагировать. При личном общении гости всегда делятся ею охотнее, чем при сухом опросе или анкетировании.
Если имя шеф-повара вы создаете сами, то не придется беспокоиться, что оно вдруг вырастет в цене; бонусом будет высокая лояльность шеф-повара за формирование пиар-имиджа. Мы предпочитаем работать именно так, и дело не в кадровой стоимости — хорошие специалисты всегда стоят дорого.

Выбор шефа — решение всей команды. Публичность в нынешнее время важна, но при отборе кандидатур, на мой взгляд, главнее вкус, стиль и желание экспериментировать внутри концепции ресторана.

Безусловно, имидж шефа нужно выстраивать. При этом не стоит позиционировать шефа как инструмент быстрого реагирования, скорее необходимо опираться на конверсию в долгосрочной перспективе.

В формате фастфуда важнее бренд компании и доверие к ней в целом. Но и там есть свои герои: люди, которых мы знаем; знаем, как тщательно они строят бизнес — основатель «Макдоналдс» Рой Крок, известный своим фанатичным выбором картошки, Михаил Гончаров, внедряющий кайдзен в «Теремке» и стряпающий блины по рецепту мамы.
Развивать личный бренд очень важно для самого шефа. Среди успешных примеров — братья Березуцкие; в регионах — Коля Ильин в Новосибирске, который открыл свое заведение и кулинарную школу,
Андрей Матюха в Краснодаре, он выиграл российский отборочный тур «Бокюза» и открывает уже третий ресторан. Это известные шеф-повара, ставшие рестораторами.
Широкому кругу людей шеф-повара в России известны мало, а вот завсегдатаям ресторанов — хорошо. Постоянные гости любят шефов и доверяют их работе, и приходят в новый ресторан, где они ставят кухню. Такие шефы — Кирилл Мартыненко, Сергей Сущенко, Андрей Жданов, Андрей Махов.
Если ваш шеф-повар талантлив, берите его в партнеры и раскручивайте! Любая звезда — независимо от того, раскрутите шефа вы или кто-то другой — не получившая предложения стать вашим партнером, уйдет и станет партнером кого-то другого или будет работать самостоятельно в своем небольшом бизнесе.
Читайте также: о личном бренде в ресторанном бизнесе

Поговорим о том, каких ошибок избегать при поиске работы мечты.
Социальные сети — серьезный инструмент в развитии бизнеса и выстраивании личного бренда, и игнорировать их уже не получается.
Японец Кобаяши Кацухико уже ввел в меню новые блюда.