«Моей идеей стало делать качественный продукт, который был бы доступен каждому и ежедневно. На воплощение понадобилось чуть более двух лет»
Решительность вместо опыта
История компании «Правда кофе» началась в 2010 году. Тогда мало кто считал идею кофейного бизнеса удачной, за исключением, конечно же, меня.
Изначально я хотел создать компанию по производству и продаже свежеобжаренного кофе. О том, что бизнес впоследствии разовьется до сети кофеен, а модель станет успешно продаваться по франшизе, речи не шло. Но в 2013 году открылось первое заведение, а в 2016-м появились партнеры по франчайзингу и заработала школа бариста.
Как показала практика, чтобы начать свой бизнес, не обязательно иметь богатый опыт предпринимательской деятельности. Иногда вера в собственное дело и готовность пойти на риски оказываются более важными.
Филипп Лейтес
Ключевая идея бизнеса
В 2006 году я работал барменом в одной из сетевых кофеен Санкт-Петербурга. Мне нравилось работать с алкогольными напитками и кофе, комбинировать их. Смешивая коктейли, заметил: если следовать рецептуре, напиток будет всегда идентичным. С кофе — живым продуктом — все иначе. Необходимо учитывать мельчайшие детали, а один и тот же рецепт в разных ситуациях и в разных руках даст совершенно разные результаты.
Через пару лет я переехал в Москву, принял участие в своем первом чемпионате по латте-арту и был приглашен на работу в кафе «Волконский». В это время я получил очень ценный опыт работы с кофе, занял второе место на чемпионате России «Кофе + алкоголь», стал тренинг-менеджером и с головой погрузился в специфику кофейного бизнеса. Я понял, что готов развиваться в направлении обжарки.
Пробуя кофе во многих заведениях, отмечал, что хорошего продукта на рынке не так уж и много. При этом цены на кофе завышены: 250–300 рублей за чашку, причем сомнительного качества.
Моей идей стало делать качественный продукт, который был бы доступен каждому и ежедневно. Люди должны пить кофе, стоимость которого вписывается в дневной бюджет.
На воплощение понадобилось чуть более двух лет. В конце 2010 года я создал компанию по производству сфежеобжаренного кофе Coffee Workshop Ltd.
Стакан кофе объемом в 250 мл мы продаем за 50 рублей
Бизнес «качественный кофе по низким ценам»
У меня было понимание процессов, рынка, знание продукта, а также огромный список потенциальных клиентов, с которыми я планировал активно работать. Однако никто из них не захотел сотрудничать с новичком на рынке обжарки — пришлось нарабатывать базу с нуля. Начальные инвестиции, которые я учитывал при расчете бизнес-плана, быстро закончились.
Было ли страшно? Бизнес всегда риск. С одной стороны, был определенный страх, но в то же время — и внутренняя уверенность, что я иду в правильном направлении.
Открытие первого киоска на улице Правды было скорее экспериментом, нежели продуманным шагом. После обжарки и фасовки оставалось очень много высококачественного кофе. Сначала я раздавал его знакомым, потом объемы выросли: хотелось более эффективно реализовывать остатки.
Решение — открыть киоск и продавать кофе по демократичным ценам — оказалось верным, очень быстро ежедневно начала выстраиваться очередь из 15–20 человек. Вскоре я открыл вторую кофейню, чуть позже еще две. Продажа кофе увеличила объемы обжарочного производства, появились ресурсы для открытия пятой кофейни «Правда кофе».
В 2016 году кофейни «Правда кофе» стали открываться по франшизе. Паушальный взнос — 350 тысяч рублей, роялти — 6 % от оборота с четвертого месяца. Инвестиции в оборудование, мебель, CRM-систему, маркетинговые материалы, униформу — от 850 тысяч рублей
Окупаемость кофейни
Уже на третьем месяце кофейня выходит в операционный плюс. Есть, конечно, некоторые особенности, которые необходимо учитывать при открытии: они могут сказаться на бизнесе как положительно, так и отрицательно.
Есть кофейни, которые с первого месяца стартуют с очень высокими показателями. Есть те, кому сначала непросто. Например, один из наших партнеров решил открыть кофейню в конце декабря. Мы предупреждали, что с учетом высокой стоимости аренды (200 тысяч рублей в месяц), новогодних каникул и того, что основной трафик выбранной локации составляют студенты, период не самый лучший для старта. Партнер пошел на эти риски. Когда вернулись студенты, очень быстро вышел в плюс — сейчас это одна из самых эффективных кофеен в нашей сети.
Площадь кофеен «Правда кофе» от 5 до 50 кв. м, в каждой из них продается от 1 800 до 13 500 чашек кофе в месяц. Средний чек — 160 рублей. Период окупаемости — от 8 месяцев
Перспективы развития
В 2017 году количество кофеен «Правда кофе» достигло 38. Развитие по франшизе, безусловно, помогает повысить узнаваемость бренда на российском рынке. Вместе с этим сеть увеличивает рынок сбыта нашего кофе. Я могу планировать объемы поставок зерна, заключать контракты, получать скидки. Четко знаю, какой объем денежных средств могу направлять на развитие компании, кредитование, маркетинг и так далее.
Развитие компании я вижу в масштабировании обкатанной в Москве бизнес-модели. В планах — единый региональный центр с обжарочным производством и школой, развитие франчайзинговой сети не только в России и странах СНГ, но и в Европе. Это огромный рынок, и мы готовы на него выйти.

Советы предпринимателям, желающим развивать кофейный бизнес
- Изучите продукт. Выходить на рынок без подготовки сейчас гораздо сложнее, чем 10 лет назад, когда кофеен было намного меньше. Теперь необходим не только качественный кофе, но и эффективные маркетинговые инструменты для привлечения гостей, увеличения прибыльности бизнеса и так далее. Очень важно досконально изучить рынок, специфику работы, портрет своего гостя. Начинать работу можно только определив свои уникальные преимущества.
- Не экономьте на команде. Просто открыть кофейню можно и одному — это не сложно. Трудно построить работу так, чтобы бизнес развивался и приносил прибыль. Средние чеки, статистика продаж по часам и прочие важные детали — во всем этом можно утонуть и пропустить стратегически важные задачи.
Вложения в людей себя окупают — это мое четкое убеждение. С приходом ключевых топ-менеджеров оборот моей компании вырос в несколько раз. Нужно нанимать хороших управленцев. - Будьте готовы к высокой конкуренции. Кофейни формата «кофе навынос» есть практически в каждом бизнес-центре, зачастую их несколько. Какими бы стратегически правильными ни были маркетинговый план и рекламные активности вашего заведения, если страдает качество или завышены цены на продукт — вы не сможете конкурировать. Даже обычные вендинговые аппараты будут эффективнее вас.
Не менее важна для кофейни скорость работы персонала. Если кофе приходится ждать 20 минут, скорее всего, от вас уйдут к конкуренту, даже если там дороже или хуже по качеству. Формат подразумевает оперативное обслуживание гостя.
.jpg)