Совместные усилия все перетрут
Структура персонала по основным направлениям деятельности выглядит примерно так: четверть персонала занята в службе управления номерным фондом, чуть меньше четверти – в службе питания. То есть это две самые основные категории работников, составляющие почти половину коллектива гостиницы. Порядка 15% людей заняты в инженерно-технической службе, 10% – в службе приема и размещения и 25% – в прочих службах.
В настоящее время гостиничная отрасль города Москвы нуждается в линейном персонале, профессионалах-практиках: официантах, барменах, горничных, поварах. Профильные учебные заведения выпускают около 3280 таких специалистов в год. Но с каждым годом это количество должно увеличиваться, чтобы удовлетворить потребности отрасли. При этом нужно понимать, что подготовка квалифицированного специалиста-практика требует увеличения количества практических занятий в профильных учебных заведениях.
Для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов необходимо тесное сотрудничество профильных учебных заведений и гостиничных предприятий в форме производственной практики, трудоустройства лучших студентов и участия представителей
Дополнительные часы, отведенные на изучение специальных дисциплин, информационных технологий, иностранных языков, оправдывают себя сполна и позволяют выпускникам отраслевых колледжей сразу приступать к работе, без дополнительной подготовки за счет предприятия. Впоследствии это очень ускорит процесс профессиональной адаптации кадров непосредственно в гостинице.
Кроме того, для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов необходимо тесное сотрудничество профильных учебных заведений и гостиничных предприятий в форме производственной практики, трудоустройства лучших студентов и участия представителей гостиничных предприятий в учебном процессе.
Важна и организация регулярных отраслевых ярмарок вакансий по гостиничным специальностям, проведение общеотраслевых дней карьеры, в том числе и в рамках ярмарок вакансий, где молодой специалист сможет выбрать место работы с наилучшими условиями.
Проблема быстрого увеличения подготовленного персонала для гостиниц решается совместными усилиями гостиничных предприятий, нынешних и будущих собственников и менеджмента отелей, учебными центрами подготовки и переподготовки персонала.
Сейчас постепенно появляется сбалансированность и последовательность в политике создания кадрового потенциала отрасли, что позволит формировать ориентацию на профессию еще в старших классах школы, готовить работников массовых гостиничных (включая службу питания) профессий, а потом и формировать команду гостиничных менеджеров из числа профессионально подготовленных и получивших практический опыт работников и учащихся.
В связи с этим, предполагается увеличение количества профильных классов в средних школах, ориентирующих на туристско-гостиничные профессии, что обеспечит возможность всем желающим получить начальное профессиональное образование.
Особое внимание уделяется сегодня созданию информационных систем, позволяющих использовать потенциальный рынок рабочей силы, вновь получающих специальность специалистов для стимулирования их обращения в учебные центры на соответствующие гостиничные предприятия.
Навигация по карьере
В ноябре 2008 года по заказу Правительства Москвы был выпущен профориентационный сборник «Навигатор гостиничных профессий». Книга была издана в помощь тем, кто еще не определился в выборе профессии, и интересуется карьерой в гостиничном бизнесе. Здесь представлены общие сведения о структуре управления гостиничным предприятием, кратко освещается история московского гостеприимства, излагаются перспективы развития гостиничного комплекса в столице, рассказываются истории успеха выпускников профильных колледжей.
Также в книге даются определения основным понятиям гостиничного сервиса, и рассказывается, какими личностными качествами необходимо обладать для овладения той или иной специальностью, и, разумеется, о содержании этих специальностей. Для того чтобы абитуриенты могли яснее себе представить работу в гостинице, в книге приводятся примеры конкретных ситуаций в отеле и правила поведения в них, в зависимости от занимаемой должности.
Перечислены в книге и основные преимущества, связанные с работой в гостинично-туристском комплексе Москвы – профессиональная востребованность, диплом государственного образца, инновационные технологии обучения, зарубежные стажировки и т. д.
Таким образом, «Навигатор гостиничных профессий» позволяет получить общее представление о профессии отельера и помочь старшим школьникам и абитуриентам в выборе профессионального пути.