1 октября 2012
Запрет на курение: без дыма… и без прибыли?
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Власть постоянно предпринимает попытки ограничить рекламу табака и давно обязала рестораторов выделять для курящих людей отдельные зоны. Заметного эффекта это не вызвало, и, наконец, законотворцы решили, что без жестких мер не обойтись. Минздравсоцразвития РФ подготовило проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», который существенно ограничивает курение в общественных местах, в том числе и в ресторанах.
В выгодном положении окажутся новые проекты, которые смогут предусмотреть изолированное помещение на этапе строительства
С корабля – на мороз
Антитабачный законопроект предлагает поэтапно запретить курение на рабочих местах, организованных в помещениях, и в большинстве общественных мест, включая рестораны, вокзалы, аэропорты, а также на городском и пригородном транспорте, вблизи вокзалов, станций метро и аэропортов. Фактически, курильщики смогут предаваться любимой зависимости только на улице и в собственном жилище. Полный запрет на курение в гостиницах, заведениях общепита и клубах будет введен с 1 января 2016 г.
Эксперты, причем как курящие, так и нет, сходятся во мнении, что необходимость решительных мер назрела, но указывают на то, что многие положения законопроекта весьма спорны. Например, не понятно, как будут классифицированы летние веранды – в качестве «улицы» или «помещения», и, соответственно, можно ли будет там курить. Нечетко освещен вопрос кальянов и сигар. Многие заведения восточной кухни трудно представить без кальяна, это часть гастрономической культуры.
Среди доводов противников законопроекта: распространение простудных заболеваний, ведь зимой курильщикам придется бегать на мороз; невозможность контролировать гостя – пошел он покурить или решил скрыться, не заплатив по счету; сложность процедуры «поимки» – как доказать, что клиент ресторана курил в туалете, и кто станет этим заниматься? Вопросов много, и одним законом их не решить. Если запрещать курение всерьез и последовательно, потребуется масса поправок в Гражданский кодекс, КоАП и другие нормативно-правовые акты.
Опыт других стран доказывает, что сокращение срока переходного периода от частичного к полному запрету курения повышает эффективность этих мер. Так, Испания стала свободной от табачного дыма в 2011 году всего лишь через 5 дней после принятия закона. В Великобритании полный запрет курения во всех закрытых общественных помещениях вступил в силу через 4 месяца, в Таиланде – через 90 дней. Таким образом, продолжительность переходного периода обычно составляет 3–4 месяца. В отечественно законопроекте предусмотрена трехлетняя отсрочка действия. По логике авторов, она нужна для того, чтобы рестораны создали изолированные курительные комнаты… в которых, возможно, вскоре тоже нельзя будет курить.
«Известия» сообщают, что Федерация рестораторов и отельеров России написала письмо главе правительства Дмитрию Медведеву, в котором попросила право выбора: полностью запрещать курение в заведениях или оборудовать помещения курительными комнатами и кабинами. По мнению организации, полный запрет на курение в общественных местах – избыточная мера, которая к тому же может привести к банкротству некоторых компаний. В обращении предпринимателей говорится, что практика выделения особых помещений для курения в ресторанах показала себя с хорошей стороны во многих северных странах, где, как и в России, при полном запрете курения людей приходится выгонять на мороз.
По мнению большинства участников рынка, изолированные курительные комнаты – достойный компромисс между потребностями курящих и некурящих. Существующая ныне система, когда курящую и свободную от дыма зону могут разделять два шага – чистой воды профанация. Другое дело, что позволить себе создать такие помещения смогут далеко не все рестораны. Часто это невозможно из-за особенностей планировки.
Глас делового народа
Почти все опрошенные нами эксперты сошлись на том, что нововведение повредит гостинично-ресторанному бизнесу. Лишь Дмитрий Левицкий, гендиректор Hurma Management Group, предположил, что запрет на курение в ресторанах будет способствовать увеличению прибыли. «Это сделает заведения более экологичными, чистыми и правильными. Люди не перестанут есть и пить, поэтому никакого оттока посетителей не будет, да и курить люди будут меньше. Сейчас многие избегают посещения заведений общепита, чтобы не вдыхать клубы дыма. Так что, подобный запрет отразится на ресторанном бизнесе исключительно с положительной стороны», – высказался специалист.
Он также отметил, что рестораторы будут пытаться как-то скомпенсировать запрет, выделяя специальные площадки на улице. Возможно, кто-то даже будет готов пожертвовать площадью внутри заведений, организуя отдельные помещения, как в аэропортах, но эта затея настолько сомнительна, что вряд ли будет иметь повсеместное распространение. Hurma Management Group не планирует выделять курильщикам даже площадки на улицах. Дмитрий, выступая за полный запрет курения и продажи табака, заявляет, что ждать 2016 года слишком долго: «Если будет необходимость в принятии какого-либо закона, его примут и утвердят в течение недели. Это игра, которая жестко контролируется табачным лобби и поддерживается правительством».
Роман Гройсберг, соучредитель сети кафе «Лепешка», двумя руками за то, чтобы максимально оградить некурящих от табачного дыма. Он выступает за создание изолированных мест для курения: «У каждого человека должна быть возможность выбора, как у курящего, так и у противника курения». По мнению Романа, полный запрет, как в большинстве европейских стран, повредит бизнесу, особенно ресторанам, предлагающим кальяны. Эксперт видит проблему и в том, что большая часть гостей курит, и для них запрет сделает посещение ресторанов менее комфортным и, возможно, менее частым. Не исключено, что будут изыскиваться возможности для нарушения закона – например, гости начнут курить в туалетах. Чтобы минимизировать убытки, Роман Гройсберг предлагает создавать изолированные залы для курящих, если это будет разрешено законом, комфортные зоны для курения перед входом и предоставлять гостям электронные сигареты.
Юлия Сафрошкина, управляющая ресторана Koonjoot, к проводимой антитабачной политике относится положительно. Она отмечает, что пока сложно представить себе бар или клуб, где никто не курит. С другой стороны, ко всему можно привыкнуть. Люди тоже не сразу смогли согласиться с запретом курения в самолетах, но со временем это стало нормой (хотя не совсем корректно сравнивать увеселительные заведения с пассажирским транспортом, медицинским, спортивным или культурно-образовательным учреждением). Юлия отметила, что в подавляющем большинстве европейских стран и даже в тех странах, которые совсем недавно считались «очень курящими» (например, в Японии), антитабачные меры работают, и рестораны при этом не закрылись. Зато количество курильщиков значительно сократилось.
Роман Халезофф, генеральный директор ресторана Asia Hall, относится к инициативе Министерства здравоохранения неоднозначно: с одной стороны, он поддерживает здоровый образ жизни, с другой, считает, что некоторые аспекты антитабачной политики требуют пересмотра. Запрет на курение в 2016 году для некоторых заведений, не имеющих финансовых и технических возможностей для создания изолированного помещения, станет приговором. Большинство ресторанов понесут финансовые убытки. «Положительных перспектив в отношении бизнеса не вижу, но так или иначе нам придется принять это как свершившийся факт. В самом выгодном положении окажутся новые проекты, которые смогут предусмотреть изолированное помещение на этапе строительства. Существующим проектам не удастся без ущерба решить этот вопрос. Считаю разумным отменить запрет на курение во всех питейных заведениях», – сказал эксперт.
Инга Махатадзе, управляющая ресторана Stakan, в целом поддерживает инициативу государства, направленную на борьбу с курением, в особенности в местах общественного пользования, но не может согласиться со слишком категоричным запретом курения в ресторанах и клубах. По ее мнению, эта мера однозначно окажет влияние как на количество гостей, так и на финансовые показатели. Положительных сторон с точки зрения бизнеса Инга не видит – по ее словам, в недалеком будущем и курильщикам, и рестораторам предстоит нелегкая борьба за существование. Она отметила, что в Москве много ресторанов, расположенных в зданиях-памятниках архитектуры. Их владельцы не смогут нарушить конструкцию помещения и организовать изолированные залы для курящих. Инга предлагает не запрещать курение в ресторанах и клубах при наличии в них специальных проветриваемых зон для курящих, и продумать более гибкие методы борьбы с курением в зимний период.
Сергей Пацай, управляющий директор «АМАКС Конгресс-отель» в Ростове-на-Дону, как специалист относится к антитабачной политике негативно, как гражданин – позитивно. Он не считает, что запрет серьезно повредит заведениям общепита: и курящим, и некурящим в любом случае нужно где-то питаться. Проблема, по его мнению, в другом – Минздравсоцразвития должно четко обозначить запрещенные для курения места. Это решение должно быть принято совместно со специалистами гостиничной и ресторанной отраслей. В таком случае и гости заведений останутся довольны, и рестораторы с отельерами смогут эффективно построить свой бизнес с учетом новых правил.
Сергей полагает, что большинство крупных заведений в состоянии решить вопрос с изолированными помещениями для курильщиков. Что же касается небольших кафе и закусочных, равно как и придорожных мотелей, то там люди спокойно могут выйти на улицу и покурить, если, конечно, объект находится не в северных широтах.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
01.09.2012
Западные сети понимают важность своих брендов и необходимость сохранения фирменных особенностей, потому что хорошо зарекомендовавшее себя имя – то, что вызывает доверие клиентов и оставляет позади конкурентов. Сохранить особенности бренда ресторанной сети в России не всегда является простой задачей. О проблеме рассказывает Эдвард Ходорковский, директор по развитию корпорации M+A Global (США), управляющий директор российского и украинского филиалов.
4 тыс
01.09.2012
Тренды на ресторанном рынке очень сильно зависят от сегмента, в котором работает заведение. Так, для фаст-фуда актуальны технологичность, тиражируемость и базовый подход к формированию блюд на основе топпингов. Для заведений сегмента премиум – сочетание практически несовместимых вкусов, акцент на натуральность и травы. Среди общих тенденций, эксперты отмечают оптимизацию бизнес-процессов, рост требований к персоналу и компенсационных пакетов. Также в ресторанах чаще стали проводиться сезонные фестивали и базары. Некоторые включили в свои развлекательные программы популярные сегодня танцы – танго, сальсу, бачату. Однако в «ресторанном закулисье» происходят и более неожиданные и самобытные вещи. О самом интересном рассказывают наши эксперты!
01.09.2012
Компания Starbucks опубликовала результаты исследования, проведенного весной 2012 г. среди жителей 10 стран – России, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Польши, Турции, Нидерландов, Греции и ОАЭ, в ходе которого были выяснены их кофейные привычки, вкусы и пристрастия.
4 тыс