Хороший звук начинается не с дорогой акустической системы, а с помещения, в котором она будет работать
Каждый хотя бы раз в своей жизни слышал тот звук, который приводит в восторг. Никакой рекламы оборудования и материалов в ближайшие 4 минуты прочтения не будет — у меня нет контрактов и договоренностей с производителями или поставщиками.
Практический опыт и общение с узкопрофильными специалистами помогли мне выстроить простое объяснение, что такое «акустика помещения» для технически неподготовленного человека. Акустика помещения — это «огранка» звука. Звук — это алмаз, который при грамотном подходе к нему может стать бриллиантом.
Николай Вовк, независимый инженер-акустик и технический директор АG Management Companies
Акустика помещения в HoReCa
Строительная акустика в России до сих пор основывается на СНиПах 90-х годов, которые не изменились с 70-х. Отрасль шагнула вперед, но строительные компании зачастую работают по старинке и допускают серьезные промахи. Как правило, рестораторы узнают о них, когда ищут причины, почему в одних зонах помещения гостей много, а другие пустуют.
Людям нравится встречаться в хороших ресторанах с комфортной атмосферой. Если гостей нет, значит, в заведении поселилось несколько проблем.
На успешность концепции влияет не только правильный выбор локации, хорошая проходимость, продуманный интерьер и вкусная еда, но и отсутствие нарушений в технологических процессах. Например, из-за неправильно установленной системы вентиляции может возникать фоновый резонирующий звук. Хотя наш опыт показывает, что в 70 % случаев причина неприятного звука скрывается в неверных настройках оборудования. Нередки случаи, когда скорректировать акустику помещения удается очень простыми способами: повесить тяжелые шторы из бархата или поставить в углу мягкое кресло — и звук воспринимается мягче и легче.
Звуковые волны могут как привлекать людские потоки, так и отталкивать. Возможно, гость, пока пьет кофе 15 минут, и не ощутит неприятного влияния, но оно безусловно скажется на сотрудниках, которые работают в заведении весь день. Если возле бара некомфортно находиться, то к концу смены персонал будет с трудом сдерживать раздражение и негативную энергию — и гости точно это почувствуют.
Проводя аудит ресторанного проекта, делая расчеты и подбирая оборудование, я сталкиваюсь с базовыми акустическими проблемами, среди них:
- гул (низкочастотное гудение);
- отсутствие баса или слабый бас;
- грязный, гудящий, размазанный, бубнящий, резкий звук (с акцентом на средних частотах);
- неестественное искажение (в одной или нескольких конкретных частотах);
- «каша» (инструменты и вокал сливаются, неразборчивы на средних частотах;
- назойливое монотонное бубнение, вызывающее быструю усталость от прослушивания.
Причины, по которым звук воспринимается как необъемный, грубый или отталкивающий, определяются индивидуально для каждого конкретного случая. Часто страдает не только качество звука, но и важнейшие характеристики стереосцены — ширина, высота, глубина, образы и пространство.
Все эти недостатки могут отвратить гостя от чудесного в других отношениях ресторана или клуба, что плохо скажется на прибыли. Я знаю несколько проектов, которые тщательно просчитывали и готовили в течение 2–7 месяцев, а возвращали вложения и начинали зарабатывать всего за 4–5 месяцев. Но гораздо больше заведений, где расчет сделан в уме, на подготовку времени не было, потратили много и вернуть вложенное не могут несколько лет.

Как избежать ошибок
Рестораторы много внимания уделяют интерьеру и еде. Однако нужно помнить о важных промежуточных этапах. В обратном порядке последовательность такова: прибыль — гости — зал — кухня — персонал — техническое оснащение — подготовка помещения — реализация — специалисты — экспертиза проекта — проект — договор — техническое задание — идея.
Особого внимания требует пункт «техническое оснащение», в которое входит не только оборудование для кухни, бара и зала, но и множество других продуманных мелочей.
Следующий шаг — акустическая подготовка помещения. Хороший звук начинается не с дорогой акустической системы, а с помещения, в котором она будет работать. Одна и та же музыка звучит в кинотеатре и спортивном зале совершенно по-разному. Хорошая акустика в ресторане — один из факторов при выборе места для празднования дня рождения или отмечания деловых побед.
Коротко о главном
- Перед покупкой звуковоспроизводящего оборудования необходимо сделать расчет электрики. Лучше пригласить специалиста, понимающего разницу между подключением обогревателя и аудио- и видеооборудования.
- Проложить все кабели, трубы, закладные и тому подобное. Для этого нужно очень четко представлять, как все будет выглядеть в готовом виде, поэтому важен качественный проект. По моему опыту, его создание занимает от месяца до года в зависимости от исходных данных, сложности и требуемого результата.
- Ни в коем случае не передавать (от слов «совсем» и «никогда») управление процессом строительства дизайнерам. Для этого нужен отдельный безэмоциональный человек, полностью понимающий происходящее на каждом этапе, — до начала всех работ, в процессе строительства и во время функционирования проекта.
- Чтобы получить акустически качественное помещение, необходимо выполнить расчеты и работы по виброразвязке и шумоизоляции, монтаж плит поглощения отражения силы звука. Их выполнение нужно доверить специалистам профильных компаний, но только не строителям.
Николай Вовк, независимый инженер-акустик и технический директор
АG Management Companies
Тел: +7 (495) 323-97-88, +7 (963) 225-55-99
E-mail: akhunovgroup@gmail.com
www.akhunovgroup.com