Критики годами создавали систему, которая бы делала их оценку профессиональной. Эта система базируется на баллах и пользуется языком, который трудно понять любителю вина, не разбирающемуся в дегустационных тонкостях. Франсуа Мосс захотел разработать такой язык, который был бы понятен большинству. Он отмечает, что картины Ван Гога или Пикассо невозможно оценить с помощью баллов, – почему же вина, над которыми производитель трудится с утра до ночи 365 дней в году, не заслуживают самой понятной и доступной оценки: «нравится»?
HM: Какие системы оценки вин на данный момент популярны и авторитетны?
Ф.М.: «Популярные» и «авторитетные» в этом случае – не одно и то же. Лично я доверяю очень немногим критикам – это Мишель Беттан, Аллен Мидоуз, Роберт Паркер (особенно если вы любите такой же стиль вина, как и он), Алессандро Мазнагетти, Джоэл Пейн.
HM: Почему возникла необходимость в новой системе оценки?
Ф.М.: Слишком много критиков пишут либо для других критиков, либо для производителей, а не для публики. Люди хотят знать, что обещает им то или иное вино: какое удовольствие или эмоции оно способно им преподнести. Им не нужны сложные описания и мудреные термины. Вино – это искусство. Кто в мире живописи или музыки использует балльные системы оценки?
HM: Как долго работали над новой системой? Какие еще были варианты?
Ф.М.: Чтобы система прижилась, потребуются годы, возможно, десятилетия. Создать ее было нетрудно, потому что я на одной стороне с потребителем. Метод – результат 15 лет дегустаций в рамках Grand Jury Europeen. Каждому из членов жюри, которые выставляют оценки, есть что сказать словами.
HM: Что взято за точку отсчета, и как выводится общий результат?
Ф.М.: Точка отсчета – вино с очевидным дефектом, который может почувствовать даже новичок: например, «пробка». Высшая отметка шкалы – вино, которое способно лишить вас дара речи, настоящий бриллиант. Между ними 6 ступеней – от простого удовольствия до сильной эмоции. Каждый поймет сравнение: музыка Россини дает нам удовольствие, Бах или Вагнер дарят чувства.
HM: Как влияют на восприятие вин уровень знаний и персональный вкус?
Ф.М.: Вином может наслаждаться даже тот, кто не имеет о нем понятия. Но лучше, если у человека есть какие-то знания о нем. То же самое с восприятием картины, музыкальной композиции или архитектурного ансамбля. Образование позволяет достичь высокого уровня понимания, а следовательно – удовольствия и эмоций.
HM: Насколько универсальна система? Учитывает ли она вкусы разных людей?
Ф.М.: Я полностью уверен, что мою систему сможет понять абсолютно каждый человек на свете, так же как любой может отличить плачущего человека от смеющегося. Она предельно проста и понятна.
HM: Как метод может способствовать развитию винной культуры?
Ф.М.: Он создает связь между профессиональным критиком и простым любителем. Винные журналисты снова станут писать для потребителя. Те, кто хотят казаться «интеллектуалами» и «высокими ценителями» вина, на самом деле – самые слабые критики.
HM: Как российские эксперты оценили новую систему?
Ф.М.: Я верю в эффективность таких мероприятий на 200%. Я был более чем впечатлен, когда молодые люди подходили и задавали вопросы. Не знаю, как эксперты восприняли метод – это лучше спросить у них. Популяризация займет время, но я уверен, что все сработает. Процессу помогает интернет, который позволяет получить новые знания легко и быстро.