«Ищите партнеров, которые будут помогать вам развиваться, делайте ставку на взаимовыгодное и интересное сотрудничество»
Ищите субарендаторов
Прежде чем искать партнера, который разделит с вами часть арендной платы, вы должны четко определить концепт своего заведения. Нужно понимать, что площадь помещения будет ограничена, а значит, ваш концепт должен быть в соответствии с этим скорректирован.
Одно из эффективных решений — открыть заведение, специализирующееся на монопродукте. Полный цикл можно организовать на ограниченной территории с небольшим набором заготовок, что сократит траты и упростит производственную часть. Владельцам проще контролировать качество не только продукта, но и предоставляемых услуг. Именно в таком положении выгодно находить соседей: рентабельность бизнеса получается совсем другая.
Правильно подбирайте соседа
Важнее всего в любом заведении — атмосфера. Что первое приходит в голову, когда мы думаем о кофе? Аромат, уют, приятный антураж. Если у вас кофейня, то предлагать субаренду, например, бургерной не стоит: какая бы супермощная вытяжная система не была установлена, специфический запах жареного мяса полностью убьет кофейный аромат (не стоит забывать, что мы говорим об ограниченном пространстве).
Более приятный, но все-таки не совсем подходящий сосед для кофейни — цветочный бутик. Тут возможно пересечение ароматов, что может несколько смешать ощущения гостей. Безусловно, многое можно исправить антуражем и обстановкой, но запахи могут быть утеряны.

Бросайте якорь
Хорошее сочетание — эклерная (кондитерская) и кофейня. Ведь десерты и кофе идут один за другим и по сочетанию вкусов, и по восприятию неразрывно связаны в сознании.
В работе торговых центров есть очень интересное понятие — якорный арендатор: место, которое притягивает клиентов. Вы должны искать субарендатора, который либо станет для вас «якорем», либо будет активно помогать привлекать новую целевую аудиторию, к которой вы можете подцепиться.
Выбирая соседа, продумайте, чем он может вам помочь. Например, идеальный сосед для бургерной — магазин крафтового пива.
Не допускайте к себе конкурентов
В первую очередь смотрите на то, чтобы целевые аудитории вашего и соседского заведения пересекались, но сами продукты не конкурировали бы напрямую.
В нашей практике был интересный случай, когда два клиента решили объединиться. В целом в меню акценты были на разные продукты: у одних — блюда на гриле, у других — сэндвичи с жареным мясом и всевозможные салаты. Как следствие, они просто перетягивали друг у друга целевую аудиторию, что приводило к тому, что они просто делили выручку между собой. Выгодного соседства не получилось.
Правильно делите расходы на аренду
Важно, кто главный арендатор. Если ты сдаешь помещение в субаренду, первое, на что надо обратить внимание, — выдержит ли потенциальный сосед такие расходы. К сожалению, иногда люди предпочитают делать бизнес по-русски, предлагая очень высокую ставку — и субарендатор уходит в минус. Ведь если партнер не справится, на поиск нового может уйти много времени, что повлечет дополнительные расходы.
Если вы равноценные бренды, то самое правильное и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения морали — соотношение 50 % на 50 %.
Второй возможный вариант действий — посадить рядом кого угодно за большие деньги и работать в плюс. Но в большинстве случаев на такое согласятся либо крупные сетевые проекты, либо бизнесы с определенным уклоном.
Аккуратно: может возникнуть конфликт брендов, удар по имиджу и отток целевой аудитории. Если рядом поставить букмекерскую контору, вряд ли в ваше семейное кафе с круассанами хлынут гости. А вот если с этим же субарендатором вы откроете магазин крафтового пива, то будете в двойном плюсе: целевая аудитория ваша, да сосед активно привлекает поток потенциальных гостей.
