«Лофт» – переоборудованные под жилье помещения бывших фабрик и прочих промышленных зданий. Существует и одноименный стиль, который можно создать практически в любом интерьере: классический лофт предполагает широкое пространство, высокие потолки (от четырех метров), огромные окна, кирпичные стены и открытые инженерные коммуникации – эти приемы часто используются в ресторанных и клубных проектах.
История лофтов началась в Нью-Йорке в 1930-х годах, когда после банкротства множества предприятий стали сдаваться промышленные помещения. На них в первую очередь обратили внимание творческие люди – огромные площади подходили для создания галерей и мастерских. В 60-е лофты стали ассоциироваться с богемностью и постепенно переродились в элитное жилье. Вскоре модную индустриальную тему поддержали отельеры – появились колоритные объекты, преимущественно категории бутик и премиум, которые были оценены по достоинству креативными и медийными персонами.
В нашей стране промышленные здания стали осваиваться девелоперскими компаниями в течение последнего десятилетия, когда бывшие промзоны было разрешено конвертировать в объекты коммерческой, в том числе гостиничной недвижимости.
«Центральные районы больших городов имеют крайне ограниченные возможности для нового строительства. На этом фоне бывшие промышленные здания представляют лакомый кусок для девелоперов, ведь, как правило, такие объекты отличаются значительной площадью и имеют хорошие подъездные пути. Высокие потолки, большие окна, внутренний простор придают каждому проекту стильность, что особенно ценится в современном гостиничном мире, где многие путешественники устали от стандартизованных отельных концепций и идентичных гостиничных решений», – отмечает Наталия Розенблюм, партнер Hospitality In.Comm.
Несмотря на то, что в пользу гостиниц играют такие факторы, как удачное расположение (бывшие окраины превратились в центральные районы), помещения, дающие волю фантазии дизайнерам, и ограничения по конвертации объектов в жилые помещения, лофт-отели в России остаются редкостью.
«Учитывая, что российская гостиничная индустрия в целом находится на раннем этапе развития, трудно говорить об отдельном сегменте лофт-отелей. Данный концепт, несомненно, набирает популярность, но больше подходит для относительно небольших масштабов застройки. Классическая конвертация старых фабрик и заводов очень часто является затруднительной. В некоторых ситуациях проще снести все здание и построить новое», – комментирует Алексей Коробкин, старший консультант HVS Global Hospitality Services. По словам гендиректора Hospitality In.Comm Елены Лысенковой, инвестиции в создание гостиницы на месте старого промышленного здания по сравнению с отелем, построенным с нуля, выше на 20–30%. Кроме того, существуют проектные особенности, приводящие к потере площадей. Таким образом, девелоперам представляется более выгодным и простым создание офисного продукта или апартаментов на продажу.
Станислав Ивашкевич, руководитель департамента индустрии гостеприимства компании CBRE, подчеркивает, что само по себе присутствие средства размещения в бывшем промышленном строении не дает особого представления о нем: в реконструированном здании может оказаться как обычная сетевая гостиница, так и уникальный бутик-отель. То есть, слово «лофт» никак не характеризует гостиницу: увидев его, гость не поймет, какие услуги, уровень комфорта и безопасности она предлагает.
Первая лофт-гостница в Москве открылась в июне 2012 года. «Азимут Тульская» расположилась на территории делового квартала «Даниловская мануфактура» в историческом здании 1867 года. Общие инвестиции в проект составили около 19 млн долларов. За первые три месяца работы отель вошел в список лучших мест Москвы по версии телеканала CNN.
Сегмент не ограничивается одним объектом, но говорить о каких-то других заметных проектах не приходится. «В крупных городах набирает оборот тенденция развития хостелов на базе существующих промышленных зданий. Однако дизайн-отелей с качественными интерьерными решениями в стиле лофт не наблюдается», – говорит Наталия Розенблюм. При том, что существует немало зданий, пригодных для реконструкции, в ближайшей перспективе лофт-отели останутся штучным продуктом.
В 2015 году ожидается появление отеля в стиле лофт в Санкт-Петербурге – компания Starwood Hotels & Resorts запланировала дебют бренда Aloft в нашей стране. Многие отели этой сети не являются классическими лофтами, но отличаются ярким урбанистическим дизайном. «Мы видим большие перспективы в развитии бренда в России, где существует высокий спрос на отели нового типа по доступным ценам», – заявил Роланд Вос, президент Starwood Hotels & Resorts в регионе Европа, Африка и Ближний Восток.
«Сегмент лофт-отелей будет расти по мере развития гостиничной индустрии в России. Дополнительный интерес для потенциальных гостей создаст принадлежность определенного лофт-отеля к какой-либо программе лояльности. В этом случае гости смогут не только испытать «неклассический» продукт, но и получить бонусные очки. Однако для начала в России должен развиться сегмент бутик-отелей, внутри которого смогут существовать и лофт-отели», – резюмировал Алексей Коробкин, старший консультант HVS Global Hospitality Services.