«Чтобы придать ускорение бизнесу, усильте команду сотрудниками из других отраслей»
Привлекая в команду сотрудника из нересторанной отрасли, вы получаете нестандартные решения и колоссальный опыт, зачастую приобретенный на больших инвестициях и ресурсах. На руководящих позициях сети «Обедбуфет» много сотрудников из других отраслей.
1. Финансовый директор из юридической фирмы
В среднестатистическом ресторане такой позиции, как финансовый директор, нет вовсе. Есть генеральный директор, главный бухгалтер, который работает с необходимыми по законодательству формами отчетности, калькулятор (сметчик, контролирующий себестоимость блюд), иногда — коммерческий директор, занимающийся контрактами с поставщиками.
Однако серьезный бизнес, с амбициями выхода на зарубежные рынки, без финдира жить не может. Его задача — бюджетировать, анализировать и прогнозировать финансовый результат, искать альтернативные пути заработка и привлечения финансовых средств.
Нужного человека было не найти среди коллег-рестораторов. Поэтому мы расширили круг поиска и в результате взяли на работу финансового директора из крупной юридической компании. Он значительно изменил наш подход к ведению бизнеса. Так, если раньше мы делали отчет по прибылям и убыткам раз в месяц, то c его приходом P/L стал ежедневным. Такой подход позволил моментально видеть отклонения от плана и принимать меры по их устранению.
Финдир взял под контроль работу с арендаторами. Он участвует в выборе локаций для наших точек, переговорах и утверждении коммерческих условий. Вместо депозитов мы стали использовать банковские гарантии, не замораживая, таким образом, оборотные средства.
Под руководством финансового директора был сформирован отдел финансового анализа. Она смогла наладить взаимодействие с нашими айти-специалистами и настроить непрерывный процесс создания приложений для автоматизации отчетности.
2. Коммерческий директор из ретейла
Одна из ключевых особенностей концепции рестомаркетов «Обедбуфет» — это большое и разнообразное меню, около 1 000 наименований. В ресторанной отрасли коммерческий директор обычно оперирует значительно меньшим ассортиментом. Мы нашли человека с опытом работы в Spar и «Виктории», ориентированного на работу с большими объемами и обладающего компетенциями в логистике, мерчандайзинге и закупках.
Он наладил детальное бюджетирование в рамках года, модифицировал систему ценообразования. Если раньше мы прибавляли к себестоимости какую-то наценку, то теперь розничная цена стала формироваться и корректироваться на основе различных факторов — среднеотраслевых цен, изменений стоимости сырьевой базы и так далее.
На принципиально иной уровень вышли взаимоотношения с поставщиками. В частности, мы стали включать в наши контракты условия по временному хранению на складах продукции, формировать график оплат законтрактованной партии товара с учетом дробного графика отгрузки. Также мы стали дифференцировать поставщиков и условия работы в зависимости от срока хранения продукции. Все это автоматически сказывается на стоимости нашего конечного продукта и позволяет устанавливать цены ниже среднерыночных по нашему сегменту.
3. Айти-директор из автомобильного бизнеса
Наше желание найти айти-директора «со стороны» было связано с планами по запуску сервиса доставки и необходимостью самостоятельно писать собственное ПО. Мы собрали команду талантливых разработчиков, которые под руководством технического директора взялись за эту задачу. Но была одна проблема. При всем своем высоком профессионализме, айти-команда находилась на другой волне относительно операционного департамента, между ними было недопонимание. Нам был нужен человек, говорящий на их языке, способный стать лидером и при этом выстроить взаимоотношения с операционным отделом и остальной командой.
Такой человек нашелся в крупном автомобильном концерне, где ему также приходилось становиться мостиком между внутренними разработчиками и остальной командой. Он сумел встроить отдел в структуру компании, разработал и внедрил целый ряд новых для нас решений, например, видеозаписи для процедуры административно-технической оценки. Вместе мы запустили много непривычных для нашего рынка сервисов — «умные» подносы c RFID-метками, которые в четыре раза ускорили обслуживание на кассах, пейджинговую систему, увеличившую оборачиваемость стола на 60 %, технологию учета и распознавания гостей на входе и многое другое.
4. Креативный директор из сетевого рекламного агентства
Когда идея «Обедбуфета» только вызревала, мы понимали, что нам нужен сильный и узнаваемый бренд, со своим характером и лицом. Мы хотели использовать актуальные каналы коммуникации с потребителем, интегрированный подход, при котором бренд проявлял бы себя в упаковке продуктов, в интерьерах, в промоактивностях, в соцсетях, а не только в тейбл-тентах, визитках и постерах на входе, как это бывает в некоторых ресторанах.
Такого человека мы нашли в международном рекламном агентстве. Он обладает совершенно инопланетным мышлением, огромным опытом запуска сложных интегрированных кампаний, создания слоганов и key visuals. Креативный директор быстро почувствовал бренд, и первым его вкладом стало слово «рестомаркет», которое точно передало наше позиционирование и определило место на рынке. Затем были десятки слоганов и промокампаний. Под руководством креативного директора была создана эксцентричная и очень узнаваемая сегодня в городе форма для сотрудников доставки и многое другое. Важно, что наш креативный директор может не только придумывать идеи, но и многое делать своими руками, что позволяет быстро внедрять все идеи.
5. Директор по маркетингу из диджитал-агентства
Последнее наше крупное кадровое приобретение — это директор по маркетингу. До тех пор пока мы работали в офлайне, со всеми маркетинговыми задачами справлялся креативный директор. Однако для работы с сегментом доставки нам нужна была высокая экспертиза в области диджитал.
Так, этой зимой в команде появился директор по маркетингу с опытом работы на руководящих позициях более 17 лет. Среди задач — разработка и претворение в жизнь маркетинговой стратегии, подготовка к запуску нового сайта. Уже налажена процедура маркетинговой отчетности, сформирован отдел, в который входит креативный директор и диджитал-менеджер.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что успешный бизнес не может использовать только шаблонные решения. Богатство компетенций и навыков талантливых профессионалов с других рынков вкупе с опытом и знаниями остальной части команды позволяет опережать события, развиваться, адаптироваться к любым ситуациям.