«По моим наблюдениям, во время матчей люди сидели, где угодно: дома, на стадионах, в спорт-барах — но только не в ресторанах»
Ожидание и подготовка
Его ждали, к нему готовились, его боялись. А ну как посрамим Россию-матушку? Ведь «все флаги будут в гости к нам». При этом на кону была не только честь, но еще и экономика страны.
Финальный свисток чемпионату мира дан, умолк рев трибун. И теперь уже можно сказать: Москва и другие города-участники сдюжили, хоть и было непросто: по данным столичного департамента спорта и туризма, как сообщали «РИА Новости», только златоглавую в дни мундиаля посетило свыше трех миллионов человек. И 1,2 миллиона из тех, кто больше суток провел в московских гостиницах, — иностранцы.
К такому нашествию рестораторы и отельеры готовиться стали загодя — еще в марте провели масштабную конференцию, где обсудили, стоит ли «прогибать» меню под «заграницу», как украшать рестораны, чего ждать по прибыли и как не потерять постоянных гостей (не все же больны футболом и готовы терпеть в соседях за ужином ликующую или, напротив, раздосадованную иностранную толпу с пивом и бургерами).
А еще через месяц, к концу июня, Центробанк озвучил первые цифры. «Вклад ЧМ может достичь 0,1-0,2 процентного пункта в годовой темп прироста ВВП во втором квартале года», — так прозвучал прогноз в докладе о денежно-кредитной политике, что в переводе с одного языка цифр на другой означало подъем ВВП к концу года на 1,6 %.
Если же говорить совсем просто, затраты на ЧМ страна отбила и даже заработала на нем. Дебет с кредитом в своей статье свела президент Фонда открытой новой демократии Кристина Потупчик, которая подсчитала: около 1,2 триллионов рублей (13,2 миллиарда долларов) в чемпионат вложили, прирост ВВП в размере 867 миллиарда рублей получили, роста туризма в ближайшую пятилетку на 150–210 миллиардов рублей ждем, прямых доходов в размере 22 миллиардов долларов — тоже.
Рестораны и болельщики
Но вернемся к ресторанам, ведь не голом единым жив человек. За те же пару месяцев до ЧМ-2018 многочисленные журналисты и эксперты прогнозировали, как событие принесет ресторанному рынку дополнительные 13 миллиардов рублей, и тот совершит наконец скачок, особенно — в Москве и Петербурге. Но и тут с оговоркой: речь, мол, идет о заведениях, где средний чек в пределах тысячи рублей, а упор — на пиво и закуски.
Позже, в дни игр, пошли совсем другие факты: рестораторы сетовали, что поток гостей вырос, а средний чек — нет! 40 % баров и ресторанов в городах-миллионниках хоть и установили экраны для трансляций, но барышей у них больше не стало: ведь иностранцы деньгами не сорили, и даже большой компанией тратили немного. Вот средний чек кое-где и упал, а где-то ушлые поставщики вообще задрали цены кухне и он (средний чек) вырос процентов на 20-30, но вовсе не из-за гиперактивности гостей.
Результаты ЧМ-2018 на примере сети ресторанов «Мясо & Рыба»
Рост выручки
Нельзя сказать, что рестораны ощутили его. По моим наблюдениям, во время матчей люди сидели где угодно: дома, на стадионах, в спорт-барах — но только не в ресторанах. Можно сказать, в такие дни у нашего брата была просадка.
Конечно, выручка подросла у тех, кто делал трансляции, но позволить себе такое могли далеко не все наши коллеги. В целом же рестораторы больше пекутся о благополучии постоянных гостей, а вовсе не болельщиков, поэтому не все озаботились большими экранами. Небывалый рост выручки был, скажем, на Никольской, у стадионов: там денег заработали, как за год. Свое «подняли» и рестораны рядом с отелями.
Наша выручка в сравнении с июнем прошлого года выросла на миллион рублей (только в одном из четырех работающих сейчас в Москве ресторанов), но напрямую связывать это с потоком болельщиков я бы не стал. Глобально в этот период стоит говорить про отток — и гостей, и средств.
Средний чек
Он скорее не изменился, стандартно у нас это 2-2,5 тысячи рублей. Да и гости в ресторанах — одни и те же. Если присмотреться к спортбарам, средний чек чуть вырос. Конкретную сумму там не назову, но их гости определенно сидели дольше. А вот в ресторане с высокой оборачиваемостью, где столики быстро меняются, средний чек даже понизился: ведь во время матча посадка у ресторана становится долгой, снижается та самая оборачиваемость стола, чек не прокручивается и зарабатывает меньше.
Словом, более премиальные рестораны однозначно просели по среднему чеку, а обычно заказывающие в них дорогой алкоголь гости при просмотре игр переходили на пиво и снеки.
Посещаемость
В центре посещаемость выросла. Так, в нашем (и, наверняка, других) ресторане на Тверской с середины июня по середину июля побывал, пожалуй, весь мир. Директора рассказывают, что иностранцы чаще заходили на завтраки. Изменилось и число впервые пришедших. Постоянные гости с собой приводили новичков, в том числе из-за рубежа; тем нравилось и они заходили снова. Многие успели даже получить скидочные карты.
А бронировать столики в дни, когда играла наша национальная сборная, поклонники футбола начинали недели за три, и залы всякий раз были битком. Но поговаривают, что все же чаще всего иностранцы атаковали фастфуд, поток гостей в котором вырос чуть меньше, чем на четверть.
Вывод
Мы недооценили эйфорию вокруг чемпионата мира. Конечно, не все, но некоторым казалось: одного экрана для трансляции на заведение хватит вполне. В итоге хватались за голову — ЧМ вышел непредсказуемым, и коллегам спешно приходилось докупать плазмы и развешивать их во всех ресторанах.
Стоило предвидеть: Россия еще покажет себя, и футбол вмиг станет предметом национальной гордости, чуть ли не религией, когда болеют от мала до велика, от детей до пенсионерок.
Впрочем, выводы, в том числе финансовые, делать, пожалуй, еще рано. Подсчитано: за три с небольшим недели чемпионата туристы оставили в России больше 20 миллиардов рублей. Но «эффект мундиаля» в полной мере мы ощутим лишь через год. Тогда же и турпоток в нашу страну по прогнозам должен вырасти примерно на 20 %.
Читайте также: Елена Лысенкова о влиянии чемпионата мира на туристско-гостиничную индустрию