О частых ошибках в проектировании кафе и том, на что обратить внимание при ребрендинге, — Роман Буняков, владелец пекарен «Главхлеб» и «Печорин», совладелец кафе-кулинарии «Рогалик» и преподаватель бизнес-школ RMA и Novikov School.
Упаковка бизнеса: как создать франшизу для ресторана и отеля

О специфике франчайзинга в HoReCa, перспективных для развития концепциях и форматах, требующих минимальных вложений, — беседа со Станиславом Тихомоловым, основателем компании Astroteam.
Компания Astroteam специализируется на создании франчайзинговых пакетов и продаже готовых решений для бизнеса. В команде 15 экспертов, которые долго и успешно работают на консалтинговом рынке. Например, исполнительный директор Владимир Кайль работал на руководящих должностях в банковском секторе, занимался развитием как малого бизнеса, так среднего и крупного бизнеса с выручкой несколько десятков миллиардов рублей, — имеет практический опыт оптимизации процессов компаний для масштабирования бизнеса.
Первыми клиентами стали салоны красоты и магазины цветов, затем в портфолио появились мини-отели, кафе и рестораны. Сейчас Astroteam работает по всей России, есть проекты в странах СНГ и Европе.
Упаковка франшизы для общепита имеет принципиальные отличия, подчеркивает владелец компании Станислав Тихомолов.
Каков алгоритм действий ресторатора, решившего продавать франшизу?
Для начала нужно прописать все бизнес-процессы, регламенты и должностные инструкции, и подготовить финансовую историю компании.
Еще один момент. В России нет такого понятия, как франшиза, есть договор коммерческой концессии, по которому идет передача прав, патентов, товарных знаков и так далее. Значит, как минимум должна быть подана заявка на регистрацию товарного знака. Процесс долгий — заявка рассматривается в течение пяти-шести месяцев.
Прежде чем выходить на франчайзинговый рынок, я рекомендую провести аудит бизнеса и предложения потенциальным партнерам — часто бывают расхождения между тем, что считает нужным передавать владелец, и тем, что необходимо рынку. Консультант поможет сделать продукт привлекательным для инвесторов и франчайзи.
Предыдущий опыт работы в маркетинге и рекламе дает о себе знать — продвигая бизнес, Станислав Тихомолов дает интервью, выступает на профильных конференциях, организует вебинары и ведет аккаунты в соцсетях
Как выбрать консалтинговую компанию для упаковки франшизы?
На рынке множество компаний предлагают разработку франчайзингового предложения, одни за работу хотят 1,5 миллиона рублей, другие — 500 тысяч, а третьи готовы сделать за 100 тысяч.
Да, можно сэкономить, но на выходе вместо качественной работы маркетологов получить скачанную из интернета бизнес-модель и копипаст конкурирующих компаний с измененным логотипом. Задавайте больше вопросов, оценивайте уровень знаний, а не стоимости.
При выборе консалтинговой компании есть несколько критериев:
- объем компании. Есть ли сотрудники в штате или все на фрилансе, каков экспертный уровень команды;
- перечень услуг, который входит в стоимость;
- время работы компании на рынке и список клиентов. Если консультанты не работали с производственными компаниями, им сложно будет подсказать процессы владельцу заведения общепита.
Упаковка франшизы включает подготовку презентации, в которой описываются уникальные торговые предложения и особенности бизнеса
В вашей презентации на сайте есть заявление: «Упакуем ваш бизнес во франшизу по цене 165 тысяч рублей за 10 дней или вернем деньги». Что включает в себя пакет услуг?
Это стартовый пакет, который подходит для компаний с отлаженным бизнесом и несколькими действующими точками. В него входит экспертный анализ, лицензионный договор (если нет товарного знака), финансовая модель и лендинговая страница. Этого достаточно, чтобы отработать процессы с тремя-пятью франчайзи. Когда придет понимание, что пришло время идти к сотне точек, нужно систематизировать работу дальше.
Средний чек в нашей компании на упаковку франшизы — 400 тысяч рублей, а для общепита — от 750 тысяч рублей, и это среднерыночная стоимость. В перечень услуг входит:
- выезд на производство. Эксперт в течение нескольких недель находится на производстве, создает картину всех процессов, действий каждого сотрудника — все процессы детально прописываются. Мы изнутри смотрим, как устроен бизнес, причем можем предложить корректировки некоторых моментов;
- сбор и анализ информации. Технологические карты, процесс приготовления блюд и выдачи; наполнение бренда с точки зрения маркетинга; оценка спроса и конкурентных преимуществ компании;
- видеосъемка на предприятии. Все ключевые точки — кухня, зал, зона выдачи, вид с улицы;
- дизайн-проект, который легко корректируется под каждого франчайзи;
- подготовка всех юридических документов и руководства по управлению франшизой.
Мы прописываем в договоре, что, если не укладываемся в заявленные сроки, возвращаем деньги в полном объеме. Сроки для общепита — от 100 рабочих дней.
Специалисты компании Asroteam в течение нескольких недель находятся на производстве, чтобы собрать всю необходимую информацию
Какие форматы хорошо развивать по франшизе?
Мини-отели — достаточно прибыльное направление. Перспективным остается фастфуд — пицца, шаурма, бургеры, такос и все то, что можно съесть на бегу. Люди могут перестать ходить в салоны красоты, может, от ресторана откажутся, а шаурму за 150 рублей купят. Инвестиции в открытие точки шаурмы в Москве — 1,5–2 миллиона рублей, в регионах — 700–800 тысяч. Если делать с небольшим паушальным взносом, то предприниматель может уложиться в миллион.
Вы помогаете с продажей франшизы?
Изначально наше предложение включало одну гарантированную продажу. Но мы убедились, что собственнику проще продавать франшизу самому — и доверия к нему больше, чем к брокерам, и оперативность ответов выше, так как не тратится время на согласование. Теперь мы передаем 200 заявок от предпринимателей, которых заинтересовало предложение. По опыту, конверсия составляет 2–5 % от всех заявок, это от 4 до 10 продаж, что даже выгоднее для собственника.
Важная составляющая для продвижения и продажи франшизы — лендинг, одностраничный сайт, на котором размещается презентация компании, калькулятор доходности и форма для заявки
Сколько может зарабатывать ресторатор на продаже франшиз?
Правильно выстроенная франшиза — наиболее эффективный способ роста стоимости компании в короткие сроки. Но важно, чтобы собственник бизнеса инвестировал в развитие сети.
Большая проблема на рынке, что владельцы тратят деньги, полученные от продажи франшиз, не на бизнес, а на удовлетворение личных нужд. Паушальные взносы — это средства не на покупку статусного автомобиля, а для расширения производства, улучшения качества услуг и продукта, оптимизации работы с поставщиками.
Человек думает, что, купив франшизу, он получил прибыльный бизнес. Это так, если ключевые процессы — поиск помещений, работу с поставщиками, юридическое сопровождение, бухгалтерию, маркетинг — курирует управляющая компания. Но зачастую франчайзи просто не занимаются, их отправляют в свободное плавание.
Непрофессиональный партнер может нанести репутационный ущерб бренду. Как владельцу снизить эти риски?
Контроль качества — ключевой момент при развитии сети. В договорах по управлению франчайзинговой сетью и управлению франчайзинговой точкой прописываются стандарты и регламенты работы. Но не должно быть такого, что владелец продал пакет документов и остановился на этом. Собственник бренда подбирает для франчайзи пул поставщиков продуктов питания, проводит выездные проверочные мероприятия, контролирует соблюдение стандартов и санитарных норм при помощи видеонаблюдения.
Средний чек на упаковку франшизы — 400 тысяч рублей
Каковы критерии для бизнеса: когда пора развивать компанию по франшизе, а когда амбиции владельца неоправданны?
Один из критериев оценки — более года работы на рынке, потому что 9 из 10 заведений умирают именно в первый год. Если бизнес-модель доказывает свою успешность и доходность, значит, бизнес более-менее устоявшийся. Большое значение имеет и маркетинговая составляющая бренда. У нас создан опросник, который позволяет выяснить, насколько бизнес здоровый и окрепший.
Были ли случаи в вашей практике, когда вы отговаривали от упаковки франшизы?
Да, это единичные случаи, и они были на этапе становления нашей компании. Мы не беремся за нежизнеспособные проекты, которые заведомо принесут лишь убытки начинающим предпринимателям. Бывает, что видим непомерные ожидания, когда бизнесмен мечтает завоевать мир. Объясняем, что сначала надо «обкатать» схему с парой-тройкой франчайзи. Купив новую машину, ты первые несколько тысяч не превышаешь 80 км/ч, чтобы не навредить двигателю. Так и здесь: сначала нужно спокойно отработать систему, а потом можно дать газу — продавать много и дорого.
Выбор франшизы в HoReCa: 3 совета предпринимателю
- Учитывайте тот образ жизни, который ведете. Если вы спортсмен, рассмотрите франшизу здорового питания, если любите мясо — открывайте бургерную. Я рекомендую выбирать направление, которое созвучно собственным интересам.
- Смотрите на свой город, чем он живет, как развивается. Тренды и популярные форматы диктуют Москва и Питер — с некоторым опозданием они приходят в регионы. Например, к здоровому питанию за пределами столиц еще не дошли.
- Сравните три-пять компаний. Все франшизы представлены в интернете: соберите коммерческие предложения, договоры коммерческой концессии или лицензионные договоры. Что-то может быть дороже, но требовать меньше вложений, а что-то, наоборот, стоить дешево, но требовать огромных инвестиций. Оцените свои ресурсы.
Astroteam — cоздание франчайзинговых пакетов и продажа готовых решений для бизнеса
Тел.: +7 (495) 255 05 97
Эл. почта: info@astroteam.ru
www.astroteam.ru

Группа разработчиков программного обеспечения запускает проект движка digital signage, который позволит рестораторам и отельерам создавать слайд-шоу для трансляций на современных телевизорах с функцией «Смарт-ТВ» и подключением к интернету. Движок будет предоставляться бесплатно.
Какую стойку ресепшен установить в отеле: купить стандартную модель или сделать на заказ, есть ли предпочительная конфигурация, какие материалы лучше использовать для изготовления, — отельеры делятся своим опытом.
Арт-директор Akhunov Group Алексей Журавлев рассказывает, как заставить аудиторию полюбить ресторан с первого взгляда.