В середине марта Москву посетил Робин Вайс (Robin Weiss), один из видных деятелей европейского бартендинга. В прошлом Робин – директор по развитию Ассоциации флейринг-барменов (FBA), именно он вывел организацию на мировой уровень. Сегодня в качестве представителя ассоциации в Западной Европе он помогает молодым талантам и принимает участие в судействе многочисленных флейринговых конкурсов. Этим его деятельность не ограничивается: Робин Вайс – бар-менеджер и управляющий баров и крупного кейтеринга в Германии, а также представитель известной марки рома.
1 мая 2013
Подкупающая искренность Анны Иниго Олеа
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
В конце бесконечного марта московский бар City Space украсился яркими, эмоциональными полотнами испанской художницы Аны Иниго Олеа (Ana Inigo Olea). Сама автор стояла за стойкой! Дело в том, что Ана еще и отличный бармен с особым, нестандартным подходом. Как она сама говорит, творчество и профессия практически не влияют друг на друга, существуя параллельно, однако и то, и другое вызывает большой интерес к ее личности – вместе и по отдельности.
Обожаю продукты ярко-красного цвета – вишню, портвейн, красное вино
Ана родилась на западе Испании, в Саламанке. Она рассказала, что в детстве была тихой «ботаничкой», но все изменилось, когда началась работа в баре. Ее карьера развивалась стремительно – Ана работала в таких заведениях, как Hard Rock Cafe в Амстердаме, бар Alfie’s в Гонконге и Novikov Lounge в Лондоне.
Как впервые попали за барную стойку?
Я училась в университете Саламанки, где изучала английскую филологию. Но в 1995 году поняла, что изучение языков – не то, чем хочу заниматься всю свою жизнь, и бросила учебу. Надо было искать работу. Мне помогла младшая сестра – она работала в клубе и устроила меня туда барменом.
Известно, что у вашей семьи были собственные бары. Почему не работали там?
Да, были – у моего деда и отца. Я выросла в этих заведениях! Мы с сестрой носились вокруг барной стойки, делали там домашние задания, бармены нас очень любили. Но дедушка умер, когда я была совсем маленькой, а родители развелись, и отношения были не очень хорошими. И так получилось, что я стала работать на конкурентов.
Что заставило вас остаться в профессии?
Я почувствовала поддержку людей, с которыми работала, стала более открытой. Мне удалось понять, как нужно общаться с людьми. Бар помог мне изменить себя и свою жизнь!
Ваши знакомые удивились, увидев вас в роли бармена?
В школе со мной никто особенно не дружил. Я была очень закрытой, необщительной. Когда люди увидели меня совсем в другой роли, это их несколько шокировало. Некоторые меня даже жалели – в обществе был стереотип, что барменом может быть только тот, кто больше ничего не умеет. Люди не понимали, как можно всю жизнь заниматься этим и быть довольным своим положением.
Какими были бары, в которых вы начинали работать?
Это было давно, но заведения до сих пор работают. Знаете, там все осталось так, как было. В Саламанке никто не концентрируется на коктейлях. В баре люди пьют вино и пиво, проводят время с друзьями. Бармены и клиенты становятся близкими друзьями.
Как попали на работу за границу?
Все шло неплохо, но меня стал угнетать мой статус. Тогда в Испании трудно было увидеть женщину-бармена, которой было бы больше тридцати. Мне было 25, и я начала ощущать, как время давит на меня. Я решила уехать в Амстердам, снова заняться изучением языков, посмотреть, какие перспективы открывает этот город. Это было правильным решением – я перестала бояться времени и вновь обрела смысл жизни.
Было трудно все бросить и уехать?
На тот момент все, что я имела, не поддерживало меня. Я ничего не бросала, а наоборот, пробовала приобрести что-то новое. Мне помогали мама и сестра – им было грустно, что они не смогут видеть меня каждый день, но понимали, что мне действительно нужно что-то новое.
Как формировался ваш стиль?
Я много думала над тем, есть ли у меня стиль и какой он, анализировала методы приготовления коктейлей. В итоге пришла к простому выводу – мой стиль, то есть то, на что реагируют гости, – это я сама. Моя сильная сторона – искренность. Я просто содержу бар в порядке и помогаю людям выбрать тот напиток, который им больше всего подходит.
Как и где учились искусству смешивания напитков?
Я набиралась опыта у коллег прямо в процессе работы. Не думаю, что нашей профессии можно научиться, только читая книги и посещая семинары – это можно и нужно делать, уже имея практические навыки.
Какие положительные и отрицательные стороны профессии?
Бартендинг дал мне возможность путешествовать и выражать себя. Я точно знаю, что никогда не останусь без работы. Это дает чувство защищенности. Плохо то, что работа тяжелая чисто физически, а смены длинные.
Участвовали ли в соревнованиях?
Нет, никогда – только судила. Мне не нравится соревноваться, я становлюсь слишком амбициозной, нервничаю и перестаю быть собой. Это относится не только к барменским конкурсам – вообще не люблю состязания.
Когда начали писать картины?
Я не расставалась с бумагой и красками с детства. В моей голове существовал целый мир, который я пыталась выразить в рисунках. Потом я выросла и забыла свое увлечение, а вернулась к нему только в 2011 году. Тогда у меня был очень сложный период в жизни. Я бросила работу бренд-амбассадора и уехала в Братиславу, чтобы сменить обстановку и по-новому взглянуть на свою жизнь. Все было незнакомым: город, люди, язык… Внутри меня словно проснулась маленькая девочка – и я снова начала рисовать.
Как это повлияло на вашу работу?
Меня всегда вдохновляли цвета и формы. Рисование и работа в баре – просто разные способы выразить себя, они не влияют друг на друга, потому что берут начало в одном источнике. Хотя можно посмотреть с другой стороны: одна из главных причин того, что меня пригласили в Москву – то, что я бармен-художник! Таким образом, в профессии для меня открылись новые возможности.
Насколько вы успешны как художник?
Каждый раз, заканчивая картину, я чувствую огромное удовлетворение. Для меня это главный критерий успеха. Да, картины продаются, проводятся выставки – одна сейчас проходит в Испании, есть постоянная экспозиция в Амстердаме, рисунки украшают стены моего бара и т.д.
Что пытаетесь выразить в картинах?
Никогда не рисую то, что происходит в мире вокруг – в картинах я выражаю свои чувства и эмоции. Мне просто необходимо делать это, иначе они становятся слишком сильными и захлестывают меня.
Какой алкоголь и ингредиенты любите использовать?
Обожаю продукты ярко-красного цвета – вишню, портвейн, красное вино. Люблю грейпфрут. Из крепкого алкоголя особенных предпочтений нет, вернее, они быстро меняются. Сейчас увлекаюсь виски. Еще недавно полюбила напитки с солью на ободке бокала – мне нравится, как она выглядит. Часто использую оливки и оливковый рассол, всех уговариваю попробовать dirty martini. И конечно, многое зависит от моего настроения, от места, в котором нахожусь.
Важна ли марка алкоголя?
Я не зацикливаюсь на каком-то одном бренде. Сегодня выбор напитков огромен, зачем себя ограничивать? Я не связана ни с одним производителем и чувствую себя свободной!
Когда-то я была представителем голландской компании Bols, отвечала за продукт Bols Genever. Эта можжевеловая водка – культовый продукт в Нидерландах, но за пределами страны напиток был почти не известен. Моей задачей было познакомить с ним британских барменов. Думаю, что это удалось – по крайней мере, сегодня люди хотя бы знают, что это такое. Мне все очень нравилось, ко мне относились, как к принцессе, но я приносила пользу только своей фирме, а в какой-то момент захотелось заняться чем-то более важным, прежде всего, для себя самой.
Какие гости самые сложные?
Люди, которые проводят в баре деловую встречу. Они сконцентрированы друг на друге и очень серьезны – у тебя просто нет шансов «пробиться» к ним. Мне очень важно общение с гостем, а здесь приходится соблюдать дистанцию и просто готовить то, что просят.
Какие ингредиенты могут «выстрелить» в ближайшее время?
Не знаю, не задавалась этим вопросом. Да, иногда замечаешь какой-то необычный продукт у одного коллеги, потом у другого, и понимаешь: «ага, это сейчас в моде». Но я никогда не выискиваю новые ингредиенты специально, а позволяю «рулить» интуиции. Пару лет назад я увлеклась грейпфрутом, и мне было все равно, использует ли его кто-то еще.
Тем не менее, что сейчас «на гребне волны»?
Бармены стали уделять огромное внимание тому, насколько красиво они двигаются. Это отлично – до тех пор, пока не принимает форму одержимости. Все должно быть естественно. Если это не «ваше» – не заставляйте себя. Нельзя пытаться быть тем, кем ты не являешься.
Меняются украшения коктейлей – теперь не только украшают бокал, но и подают коктейль с маленьким гарниром. Вообще, наша профессия стала более эстетичной.
Что думаете о современной гастрономии? Сочетаете ли напитки с едой?
Современная кухня – не моя тема. Я традиционалист, мне нравится домашняя еда. В Москве мы ходили в дорогие рестораны, и больше всего мне понравился борщ. В ресторане я люблю чувствовать себя как дома.
Что касается фуд-пейринга – лично мне не нравится пить во время еды, даже воду. Поэтому мои коктейли не требуют какого-то особого сопровождения.
Как часто путешествуете?
Я постоянно в движении. Наверное, каждые полгода куда-то езжу. Иногда хочется сделать паузу, но постоянно появляются интересные предложения. Хотелось бы побывать в Канаде или на Аляске…
Отличается ли барная культура в разных странах, или глобализация сделала все одинаковым?
Различия быстро исчезают. Все смотрят на Лондон. Куда бы ты ни поехал, видишь людей, которые пытаются копировать других, следуют за модой, часто не имея соответствующих возможностей. Оригинальный тренд искажается, и получается не пойми что. Я просто не понимаю, как можно всем равняться на какой-то общий пример и хотеть быть одинаковыми! Тем не менее, это происходит.
Какие напитки вы ассоциируете с домом?
В первую очередь, красное вино. А еще во всех тапас-барах подают пиво со сладкой газированной водой – clara. Это типично испанский напиток, больше вы его нигде не встретите. Когда я приезжаю домой, всегда заказываю его.
Что скажете о публике и о Москве в целом?
Удалось посетить несколько музеев и художественных галерей – было здорово. Когда я прилетела, валил снег, и это мне тоже очень понравилось. Гости интересные – в первый вечер я познакомилась с двумя русскими дамами, которые работают в испанской компании. С одним фотографом поговорили об искусстве, а вчера в бар пришел испанец – я говорила на родном языке в московском баре!
Напоследок – несколько слов о планах!
Единственное, что я могу сказать о планах – я никогда их не строю. Как только я это делаю – все обязательно идет не так.
Читать далее в рубрике «Барное дело»
01.04.2013
Оператор франчайзингового проекта Harat's pub представил итоги 2012 года: заведений сети стало в два раза больше – 36 пабов работают в 12 городах России. Объем продаваемого пива вырос в 4 раза – до 40 тыс. литров в месяц, при этом во всех регионах присутствия сети (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) Harat's лидирует по проливу премиальных сортов. Еще одним рекордом сети названа ежедневная выручка паба, работающего меньше двух недель, – она составила 311 тыс. рублей. Останавливаться на достигнутом, понятное дело, владельцы не собираются.
01.03.2013
На прошедшем недавно московском отборочном туре XI российского чемпионата бариста за качество кофе отвечала Ольга Мелик-Каракозова. Появление хорошего кофе в столице – во многом ее заслуга. Кроме того, открыв эспрессо- и слоу-бар Double B, она дала возможность москвичам попробовать отменный кофе, приготовленный альтернативными способами. В интервью нашему журналу самая титулованная бариста России рассказала, какую эволюцию она прошла, прежде чем приступить к развитию сети кофейных баров.
01.03.2013
Наталья Давыдова однажды решила попрощаться с работой бармена, но обстоятельства вернули ее в профессию. Сегодня она занимает должность бар-менеджера в известном ресторанном проекте Ragout. О своей «барной карме» она рассказала в интервью HM, а после приготовила несколько авторских миксов из меню заведения.