«Городская политика последних лет привела к возникновению масштабных проектов и к довольно стремительному развитию инфраструктуры. Жители города получили места для проведения досуга – прогулочные и ресторанные зоны»
Сергей Рябокобылко, управляющий партнер, генеральный директор Cushman & Wakefield
Жизнь московской агломерации сильно изменилась. Москва обрела настоящий туристический и исторический центр, деловая активность переместилась ближе к Третьему транспортному кольцу, стрит-ретейл постепенно все сильнее теснит крупноформатную торговлю, а Новая Москва начала интегрироваться в структуру мегаполиса.
Чемпионат мира стал трансформирующим фактором. Огромный туристический поток не только протестировал инфраструктуру гостеприимства, но и научил город зарабатывать на туристах. Такая трансформация уже сегодня приводит к формированию точек опережающего развития и кластеризации бизнеса и городских активностей.
Если основным трендом этого десятилетия являлся редевелопмент и вовлечение в современный коммерческий и общественный оборот промышленных территорий, то в следующее десятилетие на повестке дня будет стоять переосмысление зданий ранней коммерческой застройки 1990-х и начала 2000-х годов.
Все большую роль играет качественное управление объектами. Такие сложные и современные форматы, как фуд-холлы или гибкие рабочие пространства, требуют креативного подхода и новых решений, в том числе в технологической сфере.
Ольга Ясько, директор по развитию бизнеса Cushman & Wakefield
Покупатели становятся все более практичными и ленивыми, все более требовательными к наличию необходимой им инфраструктуры, причем рядом с домом или работой. А потому получают развитие периферийные районы.
Городская политика последних лет, с одной стороны, привела к возникновению масштабных проектов (ТПУ, освоение промзон и так далее), с другой, — к довольно стремительному развитию городской инфраструктурной среды. Жители города получили больше мест для проведения досуга — появились новые прогулочные и ресторанные зоны.
Благодаря программам по развитию улиц за последние 6-7 лет количество помещений в центральной части города выросло на 12 %. За тот же период число точек общественного питания выросло с 27 % до 39 %, а вот число модных магазинов сократилось с 18 % до 11 %; по ряду улиц изменение было весьма существенным.
Общественное питание:
- Тверская улица — рост с 18 % до 28 %;
- Камергерский переулок — рост с 52% до 78 %;
- Никольская улица — рост с 19 % до 41 %;
- Мясницкая улица — рост с 27 % до 44 %;
- Климентовский переулок — рост с 48 % до 67 %.
Одежда и обувь:
- Тверская улица — снижение с 29 % до 15 %;
- Никольская улица — снижение с 31 % до 11 %;
- Столешников переулок — снижение с 56 % до 32 %;
- Климентовский и Камергерский переулки — одежные и обувные операторы ушли совсем.
Марина Усенко, партнер, департамент гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield
«Большая уборка в доме», проведенная перед ЧМ-2018, по факту, — это инвентаризация наличного гостиничного хозяйства, упорядочивание учета гостиничных и квази-гостиничных проектов, классификация, анализ заявленных проектов и вероятности их реализации.
Одна из целей инвентаризации — вывод собственников хостелов и апартаментов из серой зоны (увеличение налоговой базы города, безопасность пребывания гостей). Собранная и упорядоченная информация повышает качество планирования города с учетом новых, более качественных данных. Вывод: город подготовлен к дальнейшему развитию.
Реализация программы благоустройства и другие градостроительные перемены приведут к росту числа туристов, посещающих Москву. По предварительным прогнозам, в текущем году приток туристов в Москву составит 21-22 миллиона человек. К 2025 году по пессимистическому сценарию ожидается ежегодный приток посетителей в Москву — 28 миллионов человек, по оптимистическому — 33 млн человек. Около 70 % турпотока придется на российских граждан. Этому будут способствовать градостроительные перемены и преображение центра города.