Цифры и факты
Если на заре рынка торговой недвижимости общепит сопровождал шопинг, то сейчас он становится самостоятельным якорем. Люди специально идут в ТЦ, чтобы поесть — это главная цель 60 % посетителей.
В торговых центрах располагается 30 % кафе и ресторанов Москвы, остальные 70 % — стрит-ретейл, в том числе жилые массивы.
Доля общепита на центральных улицах Москвы за последние три года увеличилась в 1,5 раза и по итогам 3-го квартала 2018 года составляет 34 %.
Ключевые торговые центры наращивают долю общепита: за 10 лет она выросла в 2 раза, и тренд усиливается.
Средняя доля общепита от общей торговой площади в качественных ТЦ Москвы — 5 %; в топовых — 9 %, в самых популярных — 10-15 %.
Люди приходят за эмоциями, впечатлениями и сервисом — даже в торговом центре они ждут интересного меню и хорошего предложения.
Покупатели, посещающие кафе и рестораны в торговом центре, тратят больше на 12 %, а время пребывания увеличивается на 35 минут.
Лидеры F&B-предложения
- ТЦ «Европейский»: максимальная доля общепита от общей торговой площади — 16 %;
- ТЦ «Авиапарк»: максимальный объем торговой площади — 11 000 квадратных метров.
Размещая точку общепита внутри торгового центра, оператор получает гарантированный трафик, но это не только плюс, но и минус — это те же люди, которые проходят мимо других кафе.
Структура операторов общепита в московских ТЦ
- 60 % — рестораны с обслуживанием;
- 26 % — фастфуд;
- 10 % — кафе;
- 2 % — гурме;
- 2 % — киоски импульсных покупок.
Структура операторов общепита в ключевых московских ТЦ
- 65 % — рестораны с обслуживанием;
- 19 % — фастфуд;
- 11 % — кафе;
- 3 % — гурме;
- 2 % — киоски импульсных покупок.
Влияние миллениалов
Миллениалы устали от штампованных предложений и хотят, чтобы к ним обратились по потребностям. Вытекающий из этого тренд — появление фуд-холлов, сейчас в Москве их больше десяти; в 2018-м их стало вдвое больше.
В отличие от фуд-кортов, которые относятся к фастфуд-сегменту, фуд-холлы — это скорее фаст-кэжуал: там разные посадочные зоны, интересный дизайн, уникальные концепции. Резиденты фуд-холлов — модные гастроэнтузиасты; «Макдоналдс» никогда не появится в фуд-холле — его место на фуд-корте.
Еда очень важна для нового поколения: 61 % миллениалов выберет ужин в ресторане вместо новой пары обуви; 52 % пойдут на гастрономический фестиваль вместо музыкального.
По материалам выступления на форуме «Ресторан-2018»