Предложение на гостиничном рынке становится все более разнообразным и нестандартным
«Этот год был рекордным с точки зрения ввода нового брендированного номерного фонда по сравнению с тремя предыдущими. По предварительной оценке, в 2018 году появилось на 29 % больше гостиничных номеров, чем в 2017-м, — 8 000 против 6 200. При этом в России объем ввода вырос в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом: на фоне подготовки к чемпионату мира брендированный рынок увеличился на 5 700 номеров против 3 700 номеров годом ранее. Львиную долю ввода обеспечили гостиницы, открытые в городах чемпионата мира по футболу (3 400 номеров)», — рассказала Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.
Ввод брендированных гостиничных номеров в регионе по годам
На 2-е место по объему новых брендированных гостиниц в регионе вышла Грузия (807 номеров), далее следуют Украина (591 номер) и Армения (470 номеров). «Любопытно, что Казахстан даже не вошел в топ-3, в котором традиционно занимал позиции на протяжении последних лет, и стал только пятым (351 номер), — говорит Татьяна Веллер. — Темпы ввода номерного фонда резко упали после прошедшей в 2017 году выставки «Астана-Экспо». В Грузии же, которая привлекает в последние годы рекордное количество туристов, напротив, продолжается инвестиционный бум в гостиничном строительстве».
Брендированные гостиницы, открытые в 2018 году (по количеству номеров)
Среди городов лидерами по числу новых брендированных номеров стали Москва (более 1 700), Киев (591), Санкт-Петербург (539), Ереван (470) и Тбилиси (402).
В числе «необычных» направлений можно выделить продолжающуюся экспансию Azimut Hotels в отдаленные российские регионы и небольшие туристические центры — Суздаль, Переславль-Залесский, Нальчик, Кемерово, Кызыл. В Грузии, помимо открытия четырех новых отелей в Тбилиси, бренды также зашли на рынки региональных городов Шекветели (Autograph Collection by Marriott), Саирме (Best Western). В Алма-Ате в этом году открылся первый за несколько лет международный отель — AccorHotels Mercure на 117 номеров.
В этом году лидером по количеству открытых номеров в регионе стал серебряный призер прошлого года AccorHotels: оператор пополнил свое портфолио в регионе более чем 1 400 номерами. В тройку лидеров в этом году вошел Azimut Hotels (1 300 номеров), замыкает топ-3 Marriott International (1 200 номеров). Результат Azimut тем более интересен, что бренд пока не распространяется в страны СНГ и ближнего зарубежья.
Предложение на гостиничном рынке региона становится все более разнообразным и нестандартным, пополняясь в том числе большим количеством гостиниц среднего ценового диапазона формата бутик- и лайфстайл-отелей. 2018-й год принес несколько таких проектов такого рода: Pentahotel в одном из «домов-книжек» на Новом Арбате в Москве, Meininger Hotel в здании Никольских рядов в Санкт-Петербурге, Moxy by Marriott в Тбилиси.
Планы на 2019 год
В будущем году гостиничные операторы рассчитывают сохранить темп открытий и планируют вывести на рынок региона порядка 8 000 брендированных номеров. При этом впервые доля России в этом объеме составит менее 50 %, или менее 3 800 номеров, 2-е место сохранит за собой Грузия (почти 1 600 номеров), на 3-е вернется Казахстан (чуть более 900 номеров), свидетельствуют данные JLL.
По словам Татьяны Веллер, текущий прогноз операторов по запуску гостиничных номеров в России в будущем году на треть меньше результата уходящего года. Это падение — следствие крайне активного ввода отелей в финальном периоде подготовки к чемпионату мира. Заявленный объем по-прежнему превышает результаты предшествующих лет. При этом в городах, принимавших матчи ЧМ, ввод номеров замедлится: в Москве международные бренды планируют 1 100 номеров, в Санкт-Петербурге пока не заявлено ни одного нового брендированного отеля, тогда как в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Сочи будут в основном вводиться те объекты, что не успели достроить к мундиалю.
Читайте также: гостиничная недвижимость 2018-2019: итоги года и прогнозы CBRE