На рынке появляется все больше пино-нуаров и рислингов из стран, для которых эти сорта не традиционны
1. Рислинги и пино-нуары
Фундаментальный тренд, каким когда-то были французские вина и сменившие их итальянские. Где-то с 2010-го о рислингах и пино-нуарах стали больше говорить, а сомелье начали активно включать их в винные карты; стали появляться винные бары, в которых карты на 80 % состоят из вин именно этих сортов.
Это одна из немногих тенденций, который захватывает не только профессиональное сообщество сомелье, экспертов и винных трейдеров, но и самих виноделов. Кто-то экспериментировал с этими сортами давно, кто-то только начал. Но интерес очевиден, и на рынке появляется все больше пино-нуаров и рислингов из стран, для которых эти сорта не традиционны.
Думаю, потенциал тренда реализован только на 40–50 %. Недавно я узнал, что в ретейле эта вина все еще не значимы, сети пока специально не продвигают их. Но недорогие и хорошие бутылки уже появляются на полках супермаркетов.
В этой статье я пишу больше о российских винные тенденциях — в мире все несколько иначе: многие глобальные модные течения у нас не всегда приживаются
2. Российское вино
Хотя многие считают началом развития российского вина 2014-й, когда вступили в силу санкции, тренд на российское виноделие зародился раньше — примерно в 2012-м. Тут нужно уточнить, что речь именно о HoReCa, то есть профессиональной среде и, соответственно развитии качества. Потому что если говорить о потреблении в целом, то российские вина давно занимают более 60 % нашего рынка, и эта цифра всегда была высокой (к ней много вопросов и сейчас, потому что далеко не весь этот объем произведен из реально российского винограда).
Важно, что растущая популярность российского вина именно среди профессионалов влияет прежде всего на развитие качественного виноделия, чем мы уже можем начинать хвастаться. Стали появляться информационные материалы и справочники, так, в 2013-м вышел первый гид Артура Саркисяна — думаю, как раз на волне изменений в отечественном виноделии. А на момент публикации этой статьи Артур презентует уже шестой гид «Российские вина», результаты которого частично тоже станут трендами.
Значимое событие 2019-го — выход нового «Винного гида России», который подготовили Минпромторг и Роскачество, причем впервые государство наконец-то обратилось не к «лаборантам», а к профессиональному сообществу в лице Союза сомелье и экспертов России. Для оценки российских вин и подготовки гида руководители ССЭР Артур Саркисян и Юлиана Григорьева пригласили лучших сомелье страны, судей международных конкурсов и экспертов мирового уровня. Углубляться в эту тему не буду, так как в гиде оценивались вина до 1 000 рублей (преимущественно до 500), что больше актуально для ретейла.
Также в новом году должен выйти интересный проект ресторанной группы Twins: пока информации немного, но известно, что Twins Russian Wine будет справочником по преимущественно премиальным российским винам. Руководит проектом известный сомелье Виталий Музыченко; в дегустационную комиссию он пригласил независимых экспертов очень высокого уровня, что обещает нам объективный результат. Скоро коллеги сами представят проект общественности и расскажут о нем подробнее.
Гид Артура Саркисяна «Российские вина»
3. Цена и качество
С тех пор, как в 2014-м курс валюты вырос вдвое, соотношению цены и качества вина уделяется особое внимание. Как следствие — на рынок вышли неизвестные апелласьоны и небольшие семейные производители. Сюда же я включу тренд на шампанское и особенно на рекольтаны, то есть маленькие хозяйства, которые производят вино только из собственного винограда. Это наверное, общемировая тенденция.
Особенно это важно в ресторанном сегменте, потому что в ретейле по-прежнему господствуют бренды (и не только в вине). В рознице, за исключением Metro Cash & Carry и специализированных магазинов и сетей, нет специалистов, которые предложат что-то более высокого качества за те же деньги или дешевле — соответственно, люди, чтобы не ошибиться, берут то, что знают, доверяя торговой марке. А в ресторанах и винотеках могут не только посоветовать менее известное вино, но и обратить внимание гостя на соотношение «цена-качество».
В вине полноценных брендов, таких как Frescobaldi, La Scolca, Louis Roederer, не так много, и их не все знают. Для наших соотечественников брендом и/или гарантией качества бывают порой самые неожиданные характеристики: начиная с убеждения, что хороши только французские вина или что настоящее вино — только с корковой пробкой (даже не обязательно натуральной) и заканчивая красотой этикетки и углублением в донышке бутылки.
Набирает популярность шампанское небольших семейных винодельческих хозяйств
4. Био/органик/натюрель
…И другие, до определенного времени непопулярные методы производства вин, такие как петнат и ансестраль. Думаю, особая активность пришлась на 2016–2017 годы, а 2018-й расставил все по своим местам, и любители и противники этого направления уже определились с выбором. Raw как тенденция заняла свое место она рынке и, на мой взгляд, это уже не тренд, а действительность. Какого-то серьезного развития ждать не стоит.
Здесь стоит уточнить, что органика как тренд пришла в нашу жизнь вместе со здоровым образом жизни и питания. Вино как сельскохозяйственный продукт всегда было частью этой культуры, то есть мода на натуральные продукты по определению влечет за собой развитие винной отрасли. Конечно, если мы говорим о качественном виноделии.
Чтобы быть в тренде, рестораны — особенно в больших городах — все больше внимания будут уделять формированию определенной винной концепции
5. Винное образование
Тренд на винное образование развивается не только с точки зрения продукта, но и бизнеса в целом.
В 2017 году мы — компания Simple — поняли, что нужно искать новые способы коммуникации с клиентами. Стандартный «привоз» винодела теряет эффективность, особенно в профессиональной среде. Появился формат углубленного обучения, но в основном для небольших групп.
Мы подсмотрели формат конгресса у богатых индустрий: нефтегазовой промышленности, фармы, финансов, и решили организовать первую в России масштабную профессиональную винную конференцию — Simple Congress. Тогда собралось около 350 человек, а в 2018 году конференцию посетили уже 550 специалистов винного рынка.
Simple Congress 2018
6. Развитие Vivino
Приложение Vivino создано в 2010-м и сейчас активно эволюционирует, используя все более качественный контент. Ожидается продолжение развития прежде всего в виде мобильного справочника.
В России оно не может полноценно работать, так как у нас пока действует запрет на дистанционную продажу алкоголя — в то время как в США основной бизнес Vivino заключается в продаже вина через приложение.
У Vivino уже более 32 миллионов пользователей по всему миру, а это значит, что уже в следующем году мы можем увидеть, как оценки вин в приложении влияют на формирование стоимости.