«Как правило, ассортимент блюд кафе при АЗС формируется исходя из возможностей местных поставщиков»
Капучино и хот-дог: что покупают на заправках
Клиенты АЗС не избалованы ни ассортиментом кафе, ни премиальностью предлагаемых блюд и напитков. Основными блюдами сетевых заправок, где «поварами» выступают операторы станций, остаются хот-доги и сэндвичи. Например, локальные игроки рынка в Татарстане и Башкирии вместо сосисок и бургеров предлагают беляши и курники, поставляемые в готовом виде.
Как правило, ассортимент блюд кафе при АЗС формируется исходя из возможностей местных поставщиков, так как на самих заправочных станциях операции по приготовлению блюд сведены к минимуму — в основном это разогрев охлажденных или замороженных продуктов.
В Москве и Санкт-Петербурге, где активность и возможности поставщиков значительно выше, чем в регионах, в меню есть салаты, готовые порционные блюда (котлеты с картофелем или рисом, сырники, готовые супы) в газомодифицированной среде, позволяющей без замораживания сохранять содержимое упаковки до 14 дней. Расширенным ассортиментом выделяются Shell, «Газпромнефть» и Circle K, остальные сети пока лишь экспериментируют с подобной продукцией.
На нескольких АЗС Neste в Санкт-Петербурге тестируют новый формат станции-кафе, который может стать революцией в сегменте кафе при АЗС. Тут и широкий выбор готовых блюд «от шеф-повара» и кофе «от бариста», и возможность полноценно перекусить, сидя за столиком в уютном, хорошо освещенном кафе. Основной враг таких проектов — потери от списания продукции с коротким сроком реализации. К сожалению, до сих пор ни одной заправочной сети не удалось решить эту проблему. Искренне надеюсь, что у Neste это получится.
Что касается напитков, у всех игроков заправочного рынка устойчиво растут продажи кофе. В ассортименте преобладают молочные напитки, из которых безусловный лидер — капучино 300 миллилитров. Там, где установлены кофемашины с возможностью приготовления какао, этот вид напитков занимает второе место, а третье делят латте и кофе с молоком.
Общий вывод: в связи с начальной стадией развития ассортиментного предложения в кафе на АЗС, прогрессом может считаться наличие на станции фастфуда (хот-догов, френч-догов, гамбургеров), свежей выпечки и кофе, приготовленного в автоматической кофемашине от одного из трех лидеров рынка (WMF, Franke, Thermoplan). Даже такой ассортимент требует от владельцев заправочной сети значительных вложений в оcнащение, на что они идут неохотно, так как их основной заработок — от продажи топлива — постоянно сокращается.
Александр Кузьмин
Гастрономические тренды: право на жизнь
В существующих реалиях спроса на АЗС внедрение гастрономических трендов не оправдается экономически, поэтому мы и не наблюдаем их в этом сегменте.
Из модных кофейных напитков актуальны только те, которые можно приготовить на автоматическом кофеварочном оборудовании. То есть флэт уайту — да, рафам — нет.
Новые технологии
Интересных фудтех-внедрений в 2018 году я не наблюдал. По прежнему «Газпромнефть» остается единственной сетью, внедрившей комплексную систему управления кофейным бизнесом BMS Coffee Control, что и обуславливает лидирующие показатели продаж кофе в пересчете на одну заправку среди топливных операторов, принадлежащих российским нефтяным компаниям. Это внедрение произошло еще в 2015 году и с тех пор на рынке АЗС технологический штиль.
Хотя несомненно, на рынке достаточно разработок, которые могли бы поднять эффективность кафе при заправках: например, гриль-трекер от BMS LLC, созданный для борьбы со списаниями продукции фастфуда, или универсальный агрегатор промобюджетов TeamVortex, увеличивающий продажи магазина и кафе при АЗС.
Есть тренд на оснащение заправочных станций современным оборудованием по работе с полуфабрикатами — как правило, комбинированными печами для финального приготовления продуктов из замороженных полуфабрикатов, но это скорее подтягивание сегмента кафе при АЗС к стандартам HoReCa, так как современные кафе и рестораны по технологическому оснащению ушли далеко вперед.
Возможно, наступающий 2019 год порадует нас технологическими прорывами в развитии кафе на заправках, ведь эти точки продаж — одни из самых посещаемых в нашей стране.