«Любая экономия на автоматизации в условиях АЗС оборачивается снижением качества предоставляемых услуг и ростом очередей»
Особенности составления технологического проекта кафе при АЗС
Прежде чем составить технологический проект, необходимо учесть возможность продажи и топлива, и услуг кафе.
Что это значит: в час пик, когда на заправку большой поток автомобилей, возникает острая необходимость разгрузить очередь, при этом нельзя допускать потери продаж в кафе. Для этого, как правило, необходимо выделить дополнительное место работы оператора и обязательно — создать зоны самообслуживания (отдельно стоящие кофе-модули с открытым доступом, кондитерские витрины, зоны фастфуда и прочее).
Любая территория самообслуживания требует дополнительных контрольно-управленческих функций — для этого устанавливают вспомогательные дистанционные контроллеры. Вместе с тем добавляются требования при проектировании торгового зала, а также к обеспечению объекта средствами связи, например Wi-Fi на территории АЗС и устойчивый интернет-канал с хорошей скоростью.
При формировании проекта кафе на АЗС следует учитывать ограниченные возможности хранения продуктов. В зависимости от концепции оборудование должно быть многофункциональным при компактном размере зоны кафе. Кроме того, проектируя зону кафе на заправке, необходимо помнить, что АЗС — чаще всего удаленный объект, и учитывать соответствующие ограничения по электрической мощности, системам канализации и водоснабжения.
Потенциальные сложности
Самые распространенные трудности при проектировании — связать все составляющие проекта:
- концепцию кафе;
- стандарт обслуживания клиентов;
- ограничения самого объекта;
- формат станции — площадь торгового зала;
- обеспеченность электроэнергией;
- качество воды;
- удаленность объекта — ограничения по складским запасам и возможностям обеспечения бесперебойной связи с объектом;
- гибкость автомобильного трафика на вашей АЗС.
Есть несколько решений.
- Качественное исследование локации объекта.
- Получение достоверной информации о перспективах развития района (региона) расположения АЗС.
- Измерение существующего и перспективного автомобильного трафика.
- Форматное проектирование с вариативностью дополнительного, обеспечивающего оборудования — насосов, фильтров и прочего.
Александр Кузьмин
От разработки проекта до открытия кафе
В среднем на разработку и согласование форматов кафе при АЗС уходит от 1 до 3 месяцев. На создание концепции, включая дизайн по форматам, — 2-3 месяца, а для типовых проектов достаточно 60 дней.
От одного месяца занимает рабочий проект станции — привязка типового проекта к реальному объекту. Все этапы допускают параллельность работ и суммарно могут быть завершены за 4 месяца.
Строительство, закупку и монтаж оборудования можно осуществить за 90 дней.
Таким образом, готовый объект — от разработки формата и концепции до ввода в эксплуатацию — можно получить за 6 месяцев, правда, в российских реалиях на это, скорее всего, уйдет 8 и более месяцев: зависит от компетенций и расторопности ваших строительных подрядчиков.
Если речь идет о существующем объекте (АЗС), то от концепции до ввода в эксплуатацию может уйти от 2 месяцев с учетом реконструкции внутренних помещений.
Обычный общепит и кафе при АЗС: что проще оснастить
АЗС — типовой объект, обслуживающий людской поток с определенными запросами на сервис. Поэтому, если внедрить в сеть форматы и стандарты работы на АЗС, то кафе на АЗС оснащается «в потоке».
Но есть и сложности: заправочная станция как объект повышенной опасности имеет больше ограничений и требований к оборудованию с точки зрения безопасности. Персонал АЗС не типичен для заведений общепита: помимо работы в кафе у сотрудников станции масса других обязанностей по обслуживанию продаж топлива.
Поэтому при выборе оборудования зоны кафе нужно максимально автоматизировать работу персонала, избавив сотрудников от необходимости тратить время на «кулинарно-поварские» операции. Например, комплектация автоматической кофемашины обязательно должна включать опции подключения к водопроводу, автоматическое очищение емкости для отходов кофе, автоматическую промывку молочной системы.
Такое оборудование дороже стандартного, но любая экономия на автоматизации в условиях АЗС оборачивается снижением качества предоставляемых услуг и ростом очередей.
Самостоятельная разработка проекта
Проект заправочной станции и кафе на АЗС — это сложный комплекс работ, который включает много компетенций. Очень мало успешных примеров самостоятельного внедрения концепций владельцами бизнеса АЗС.
Как правило, привлекают специалистов — консультантов, которые вместе с собственниками бизнеса сначала разрабатывают концепцию, а потом создают целостный проект.
Мой совет: не экономьте на проектных работах, обращайтесь только к компаниям с положительным опытом проектирования АЗС, причем не только территории и павильона станции, но и оборудования торгового зала. Последнее крайне важно для тех, кто хочет зарабатывать на магазинах и кафе своей заправочной сети.
Самое важное оборудование
Независимо от концепции кафе на АЗС самым важным остается реализация кофе. Объем продаж зависит от вкуса напитка и отсутствия простоев, которые обеспечиваются уровнем и надежностью кофемашины, а также качеством всех ингредиентов.
Остальное оснащение, будь то модуль хот-догов, кондитерская витрина, различные печи — это оборудование, которое, как правило, в большей степени сопутствует продажам кофе; его использование целиком зависит от целевой аудитории АЗС и концепции кафе.
Если у вас сеть АЗС, то для успешного ведения бизнеса крайне важно внедрять современные фудтех-решения, например:
- удаленный мониторинг кофемашин и кофейных зон;
- гриль-трекер — систему телеметрического контроля работы фастфудных зон;
- решения по дистанционному управлению видеоконтентом на АЗС и гибкому управлению промоактивностью, например универсальный агрегатор промобюджетов Team Vortex.
Советы тем, кто впервые оснащает кафе при АЗС
Во-первых, изучайте своего целевого клиента, его потребности и вкусы. Чем больше вы знаете своего клиента, тем больше продаж получите, реализуя свою концепцию кафе.
Во-вторых, изучайте своих конкурентов: тем самым вы сможете выработать преимущество. Рекомендую следить за мировой и российской практикой развития направления кафе на АЗС. Например, кофе — второй продукт по объему продаж в мире после углеводородов, и отношение к продажам кофе на АЗС должно быть аналогично продажам топлива.