«Накладываясь на гендерную и возрастную дискриминацию, которая может существовать в компаниях, эти факторы становятся барьером на профессиональном пути женщин-руководителей»
Более 54 % женщин топ-менеджеров видят дальнейшее развитие карьеры в переходе на высокую позицию в более крупную компанию. Почти 40 % хотели бы попробовать себя в роли независимого директора.
Если сравнивать профессиональные планы мужчин и женщин, то мужчины гораздо чаще задумываются об открытии своего дела (56 % против 32 % у женщин) и меньше интересуются преподавательской деятельностью (23 % против 38 % у женщин).
Основные барьеры на пути дальнейшего развития
- неуверенность и боязнь перемен (22 %);
- дискриминация (17 %);
- незнание перспектив (12 %);
- отсутствие опыта и знаний (11 %).
При этом 48 % женщин сказали, что им ничего не мешает расти дальше, мужчины такой ответ давали в 81 % случаев.
Главная мотивация женщин-руководителей
- интересные проекты (49 %);
- интеллектуальный вызов (39 %);
- репутация компании (39 %).
Возможность работать удаленно, наличие страховки для детей, сохранение 100 % заработной планы на период декрета волнуют не более 13 % респондентов.
Для реализации своих профессиональных целей женщины-руководители развивают такие компетенции:
- умение выстраивать стратегию (46 %);
- инновационность и креативность (43 %);
- понимание бизнеса (38 %).
Мужчины в большинстве случаев выбирают стратегию (57 %) и лидерство (36 %) либо вообще не занимаются сейчас обучением (31 %).
Женщины-CEO чаще всего вырастают из директоров по продажам (34 %), руководителей по маркетингу или развитию бизнеса (32 %). Около 16 % женщин до этого отвечали за финансы, 10 % — за персонал. Предшественником женщин на позиции генерального директора в 67 % случаев был мужчина.
Большинство женщин-собственников открывают свое дело в сфере консалтинга (33 %), HoReCa (11 %), моды и красоты (7 %), розницы (7 %) и маркетинга (7 %).
«Как мы видим из исследования, большинство женщин-руководителей достаточно осторожно относятся к смене своего профессионального вектора. Получается, что в отличие от мужчин, они менее склонны рисковать и реже думают об открытии собственного дела, а также признаются, что им не хватает уверенности для того, чтобы сделать шаг вперед, — комментирует Галина Спасенова, партнер компании "Контакт" (InterSearch Russia). — Все это в конечном счете влияет на общую картину представленности женщин в бизнесе. Накладываясь на гендерную и возрастную дискриминацию, которая может существовать в разных компаниях, данные факторы становятся существенным барьером на профессиональном пути женщин-руководителей».
В исследовании компании «Контакт» приняли участие 556 женщин — собственников, генеральных директоров и топ-менеджеров.