Воровство неприемлемо — и не важно, речь об апельсине или о пяти тысячах из кассы
Девиз «АндерСона» — «Я не работаю, я так живу» — придумали 3-4 года назад, чтобы выразить философию компании.
Чтобы корпоративные ценности усвоили новые сотрудники, а не новые — не забывали о них, решили составить правила. Сначала к разработке привлекли коуча и бизнес-консультанта, устраивали стратегические сессии — результатом стал список ценностей на три листа, понятно, что такое не сработает.
В итоге основательница «АндерСона» Анастасия Татулова написала правила сама. После встречи с бывалыми сотрудниками и примерки правил на себя некоторые отсеяли: осталось 12 + 1. Поработали с дизайнерами и копирайтерами — получилась книжка-комикс формата А5 с картинками и стихами-подсказками (в затруднительных рабочих ситуациях).
Правила — это не инструкция. Они нужны для формирования мировоззрения, помогают сфокусировать внимание на важных моментах и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях
Корпоративные правила «АндерСона»
- Начни с «Зачем?». Сотрудник должен ставить под вопрос любое действие, а руководитель — объяснять цель той или иной задачи, чтобы результат соответствовал ожиданиям.
- Говори открыто. Важны обсуждение проблем и конструктивная критика.
- Делай больше меньшими средствами. Ценен каждый заработанный рубль. Ищем наиболее выгодные условия работы, оптимальные закупочные цены и так далее.
- Результат — главный критерий успеха. Правило показывает разницу между «делал» и «сделал»: первое не всегда означает достижение цели.
- Следуй! Предлагай! Действуй! «АндерСон» открыт к новым идеям. Сотрудников поощряют предлагать новое, в том числе через конкурсы.
- Всегда будь на день быстрее. Нужно предугадывать намерения гостей, не тратить время на соцсети, быть готовым устроить праздник для посетителей в любой момент.
- Вор, выйди вон! Воровство неприемлемо — и не важно, речь об апельсине или о пяти тысячах из кассы. Наказываем увольнением, пишем о произошедшем в корпоративных новостях.
- Позитив: завоевывай мир весело. «Нет» грусти на работе: улыбаемся, помогаем друг другу.
- Начни с себя и сделай что-то большее. Ни один процесс не запустится, если не начать с себя, не подать пример. Если руководитель не хочет, чтобы его подчиненные опаздывали, он должен сам приходить вовремя.
- Расти вместе с нами или уходи. Развитию внутри компании уделяется большое внимание, действуют электронные и очные курсы. Не редкость, когда из официантов вырастают директора кафе.
- Гостелюбие: всегда помнить, для кого мы стараемся. Все, что мы делаем, делаем для гостя.
- Гордись крутой командой, в которой ты работаешь. Не надо жаловаться, а надо делиться положительными отзывами о компании, приглашать друзей и так далее.
Дополнительное правило: кто прыгает выше головы систематически, тот босс.
Ежемесячно в кафе сети проводят 2 000 семейных праздников
Для чего нужны корпоративные правила
Собственнику: определить правила игры; как инструмент управления.
Сотрудникам: чтобы любому было проще принять решение; для работы и жизни.
Команде: определять «своих» на старте, чтобы построить идеальную команду; разговаривать на одном языке.
Бизнесу: сфокусировать внимание на важном, чтобы быть лидером.

Внедрение правил
Каждый сотрудник получает книжку-комикс. Правила внедряют в игровой форме; устраивают большую встречу сотрудников с Анастасией Татуловой.
Правила нужно исполнять ежедневно, а напоминать о них — постоянно. Вот что помогает:
- встречи «Большой четверг»: спикеры выбирают в качестве темы одно из правил;
- еженедельный новостной дайджест «Вот это новости» (электронный и на доске информации) также привязан к правилам;
- регламенты строятся от правил;
- обучающие материалы: в каждом документе — ссылки на правила;
- задачи ставятся от правил.
Конкурсы
Лучших по мастерству или продажам сотрудников награждают поездками за границу: уже были Грузия, Турция, Венгрия; в этом году приз — круиз «Хельсинки — Стокгольм».
Чтобы не выигравшие не обижались, критерии победы всегда должны быть четкими. Например, лучших поваров выбирают по проверкам ОТО, стажу в компании (минимум 1 год) и личным характеристикам от шеф-поваров и директоров кафе; у официантов смотрят на стаж работы и среднечасовую выручку.
Краткосрочные конкурсы, например недельные, самые эффективные. И всегда надо показывать промежуточные итоги — это демонстрирует честность, подзадоривает сотрудников.
Практика показала, что командные призы — на весь коллектив кафе — мотивируют гораздо хуже, чем индивидуальные (например, AirPods победителю).
Сейчас в сети «АндерСон» 50 кафе и производство десертов «Фабрика счастья»; общий штат — 1 536 сотрудников
Правила поведения в соцсетях
Запрещено:
- конфликтовать с гостями на страницах «АндерСона». Работает служба по общению с гостями со специально разработанными ответами;
- показывать внутренние помещения;
- использовать праздничный реквизит для фото;
- публиковать негатив о конкурентах;
- фотографировать гостей без спроса;
- комментировать слухи;
- участвовать в конкурсах для гостей.
Разрешено:
- публиковать ассортимент блюд;
- демонстрировать атмосферу праздников.
Хештег #янеработаюятакживу сотрудники активно используют в соцсетях — за несколько лет более 4 000 постов
Штрафы и «пряники»
Некоторые ошибки сотрудники могут отработать (дополнительные часы), есть система «добровзносов». Например, несоблюдение санитарных норм (отсутствие головного убора) — 3 000 рублей, просроченные продукты на кухне — 5 000 рублей. Эти деньги — от 18 000 до 53 000 рублей в месяц —направляются в благотворительные фонды. Цель — наладить работу так, чтобы свести нарушения и штрафы к нулю. Есть «смертные грехи», которые приводят к увольнению (лист с перечнем получает каждый сотрудник).
Улучшение любого процесса поощряется. Предложения можно направлять на электронную почту. Пример вознаграждения — билеты в кино. «Пряник» сотруднице, отправившей 30 идей, 15 из которых приняли, — премия 100 000 рублей.
В компании есть множество традиций, например поздравления с днем рождения (Анастасия Татулова лично подписывает каждую открытку) и подарки молодоженам. Тем, кто нашел свою половинку в компании, дарят толстовки с надписью «Это любовь» и поездку в загородный отель или спа-центр.
