Дайверы исследуют британское грузовое судно, торпедированное немецкой подводной лодкой и затонувшее у берегов Корнуолла в 1918 году.
Учиться у лучших: опыт Маргариты Краснопольской
Преподавательница и экзаменатор российского подразделения WSET, сейчас обучающая студентов школы сомелье WineState, первая представительница России, окончившая Diploma WSET в Лондоне, рассказывает о международных винных конкурсах, обучении и профессии закупщика.
В винную сферу Маргарита Краснопольская попала не сразу. Окончив Нижегородский институт иностранных языков, три года работала учителем английского. Сменила сферу, устроившись в один из нижегородских банков руководителем пиар-отдела. Затем переехала в Москву: занималась организацией значимых фэшен- и арт-мероприятий столицы.
С 2006 года Маргарита Краснопольская участвует в качестве закупщика в международных профессиональных дегустациях Annual wine tastings (Лондон), В2В (Европа), выставках ProWein (Дюссельдорф), VinExpo (Бордо и Гонконг), ILWF (Лондон) и ViniSud (Монпелье).
Когда полюбили вино и решили работать в этой области?
Однажды мне на глаза попался номер журнала «Афиша», в котором курсы сомелье в шутку преподносились в качестве нетривиального подарка женщине на 8 марта. В тот момент я как раз подумывала об открытии в Нижнем винного бутика, поэтому сразу откликнулась на рекламу и прошла профессиональный курс в одной из московских школ сомелье.
Я стала много ездить по «винным» местам, в том числе в Лондон, где проходят одни из самых значимых событий на винном рынке. Этот город был и очевидно навсегда останется главной меккой виноторговли. Такого количества и качества дегустаций, показов, релизов вы не найдете ни в одном другом городе мира. Абсолютно все винодельческие страны ежегодно привозят сюда несколько десятков производителей на так называемые annual wine tastings.
Стало ясно, что именно здесь я продолжу образование. В 2006 году, поступив в школу вина Wine and Spirits Education Trust, я успешно сдала Level 3. Вернувшись в Россию, я стала закупщиком в компании, занимающейся импортом вина. Подбирая вина для портфеля, приходилось много общаться с производителями, ездить по винным регионам и международным выставкам. В 2008–2010 году в Лондоне я сдала WSET 4 Diploma. На тот момент для России это была большая редкость.
В познании вина нельзя останавливаться. Винные симпозиумы, конгрессы, мастер-классы, знакомство с экспертами, работа в закупках и с частными клиентами, судейство в международных конкурсах — неотъемлемая часть жизни
Как стать членом жюри международного конкурса?
Думаю, единой инструкции нет. В моем случае все произошло так: у WSET есть практика приглашать своих выпускников-дипломников на заседания сессий конкурса IWSC. Это очень полезный опыт!
IWSC — авторитетнейший международный конкурс, учрежденный в Лондоне в 1969 году. Вина оценивают эксперты из различных областей отрасли — Мастера вина, критики, журналисты, преподаватели винных школ, выпускники WSET, закупщики, прославленные виноделы.
В этом конкурсе принимают участие около 90 стран. Регламент: «слепая» дегустация 60 вин с 10 утра и до 13 часов три дня подряд. Судьям приносят пронумерованные бокалы — до 10 образцов в одном сете. Известен сорт винограда, регион/область и винтаж. Вина ранжируются по стобальной системе. Лучшие в каждой категории номинируются на трофи.
Как правило, оценки судей колеблются в пределах десяти баллов, но случаются и существенные разногласия. В таком случае по спорному образцу разворачивается дискуссия или проводится повторная дегустация из новой бутылки.
Я несколько лет подряд принимала участие в судейских сессиях конкурса IWSC. Это уникальная возможность калибровки вкуса, знакомство с опытными дегустаторами, понимание процесса изнутри. С таким опытом тебя с удовольствием приглашают в жюри других конкурсов.
Самым значимым для себя считаю опыт дегустаций рядом с такими мастерами, как Роберт Паркер, Дженсис Робинсон, Стивен Спурье. Кроме практики, у них я училась этике дегустации. Они всегда скромны, сдержаны, их комментарии точны, лаконичны и емки.
Во многом мое винное мировоззрение сформировала Сирена Сактклиф, аристократка винного мира. Ее появление на аукционах и bullet notes в каталогах Sotheby’s всегда были и остаются для меня эталоном поведения и дегустационных записей.
Кроме IWSC в активе Маргариты Краснопольской судейство в Radici del Sud (Италия), «Суд Москвы» со Стивеном Спурье (Moscow Wine Expo), Portugal Wine Challenge (Португалия) и других конкурсах
Винная «тусовка» производит впечатление довольно закрытого сообщества. Трудно ли в нее влиться?
Ненавижу слово «тусовка»! К вину оно не имеет никакого отношения. Больше подходит «сообщество». В Москве в него попасть легко, попробуйте! В Лондоне нужно быть из профессии. В любом случае, если есть серьезный интерес к познанию вина, влиться можно, если это вообще может быть целью.
Чем привлекло преподавание?
Я долго и поступательно двигалась в познании вина. Все время был внутренний диссонанс от того, как винный мир и его восприятие устроены за рубежом, и как у нас.
Да, в России в винном бизнесе есть яркие личности, но их единицы! А молодое поколение, только начинающее путь, как правило, ведомо крупными виноторговыми компаниями. Его вкус и мировоззрение ограничивается рамками отдельно взятого портфеля. Это пагубно. Так постепенно я начала вести лекции о вине, а три года назад сдала в Лондоне экзамены и получила квалификацию WSET Certified Educator and Internal Assessor уровней 1, 2 и 3.
Меняется ли со временем контингент тех, кто решает связать свою жизнь с вином? Что их мотивирует сегодня?
Думаю, да. Еще пятнадцать-двадцать лет назад это были люди, связывающие свою жизнь с работой в сегменте HoReCa и розничной торговли. Но винный мир очень многообразен!
Сегодня нам доступна не только сфера обслуживания, но и коммуникации, путешествия, коллекционирование, инвестиции. В профессию приходит все больше думающих, образованных, интеллигентных молодых людей. У меня на лекциях были и айтишники, и переводчики, и пиарщики, и менеджеры, и владельцы бизнесов. Это впечатляет и позволяет думать, что скоро мы увидим подъем винной культуры в России.
Расскажите о профессии закупщика вина — она не на слуху. Для каких компаний работаете, какие вина закупаете — как вообще строится процесс?
Профессия закупщика — тяжелый труд. Если из ста продегустированных вин удастся найти одно — это большая удача. На тридцатом образце рот уже сводит от кислотности и танинов, а зубы черные.
Алгоритм таков: обычно ставится задача, к примеру, найти вино определенного наименования или сорта винограда, иногда шире — определенной страны, в заданном ценовом сегменте. Если нужен премиум-класс, на помощь приходят справочники, рейтинги и прочее. Эта задача довольно проста.
Намного сложнее найти достойное вино с точки зрения соотношения «цена-качество». Нужно много ездить по выставкам, В2В-встречам, ежегодным показам в разных странах и дегустировать вина малых, никому не известных виноделен.
Когда находишь что-то цепляющее, общаешься с виноделом, понимаешь, что есть потенциал, заключается контракт. Часто случается, что через пару-тройку лет эта винодельня получает заслуженные награды, отмечается в рейтингах. Именно тогда приходит удовлетворение от работы
Я считаю, такие вина должны составлять 90 % любого ассортимента. Разделяю точку зрения Дженсис Робинсон — вино это продукт, а не инвестиционный инструмент или фетиш. Потребителю нужно дать возможность просто с удовольствием выпить бутылку вина за обедом. Ну а для тех, кто проповедует утончение вкуса до сектантства, есть широкий выбор винных «голубых фишек» или экспериментальных raw wines.
Чем обязанности и компетенции закупщика отличаются от таковых у сомелье, F&B-менеджера?
Закупщик дегустирует много «сырого» материала, следит за трендами, выбирает из большого количества предложений на рынке. Закупщик покупает. Сомелье же, на мой взгляд, больше работает с уже отсортированным материалом, рафинированным, если хотите. И, кроме того, сомелье, равно как и F&B-менеджер, работает с конечным потребителем, то есть продает. Это разные менталитеты.
Некоторые считают программу WSET излишне формальной, как вы думаете, так ли это? В основном все вопросы теоретической части допускают исключительно однозначные ответы из учебника — может ли это ограничивать креативность студента?
Конечно, нет! Вы же не научитесь читать, если не выучите алфавит. WSET — это азбучные истины винной науки. Основа, фундамент. Замечу, что однозначные ответы касаются только первой части экзамена по теории — multiple-choice questions, где требуется знание фактов. Например, в Шампани прохладный континентальный климат. Это константа.
Что касается ответов на вторую часть экзамена Level 3, они предполагают не столько констатацию фактов, сколько умение анализировать, оценивать, объяснять, строить логические цепочки. Например, поскольку в Шампани прохладный континентальный климат, там короткий сезон созревания, это значит, что виноград, выращенный в таких условиях, будет иметь низкий уровень сахаров и высокую кислотность. Из винограда с низким уровнем сахаров, как правило, производят сухие вина с невысокой алкогольной составляющей, что и требуется для производства игристых вин традиционным методом. В результате таких рассуждений студент приходит к выводу, почему климат Шампани идеально подходит для производства игристых вин. А креативность нужна потом, когда человек начнет работать.
Путешествие вдоль Дона продлится несколько дней. Гости региона смогут продегустировать местное вино и закуски, своими руками собрать виноград и принять участие в процессе его первичной обработки.
В 2018 году, по данным индекса Knight Frank Luxury Investment, рост цен на коллекционное вино составил 9 % — больше, чем на многие другие предметы роскоши, такие как часы, мебель, бриллианты, ювелирные изделия.
25 апреля в отеле «Метрополь» состоится юбилейный Фестиваль южноафриканских вин.